Эпиграф : "Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок !" из «Сказки о золотом петушке» (1834) А. С. Пушкина ( 1799—1837 гг. ). Впрочем, это относится ко всем без исключения. А эта тема будет о том, как "сказка становится былью и наоборот, а герои становятся пылью на дороге Мировой Истории...
К сему : А на дорогах бывают тупики, развилки и перекрёстки...
Это сообщение отредактировал Книгочей - 15-02-2022 - 03:51
Книгочей
дата:
(Книгочей @ 17-06-2018 - 11:40) А на дорогах бывают перекрёстки... А перекрёстки Мировой Истории и жизненного пути людей - это поворотные моменты. Или точки бифуркации. К сему : А на перекрёстках и развилках стоят символические указатели...
Книгочей
дата:
(Книгочей @ 17-06-2018 - 11:47) (Книгочей @ 17-06-2018 - 11:40) Точки бифуркации.. "БИФУРКАЦИИ В ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ: ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ И СОЦИОСИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ :
скрытый текст
"В социально-философском знании в условиях кризисного, переходного периода развития общества происходит трансформация смысла многих научных категорий с использованием языка синергетики адекватного времени неопределенности и хаотичности. Это приводит либо к формальному переносу понятий из естественнонаучной области в гуманитарную, либо к подмене смыслов вообще. Особой популярностью сегодня пользуется понятие «бифуркация», свободно используемое и интерпретируемое в разных контекстах.
Термин происходит от лат. bifurcus - раздвоенный и употребляется в широком смысле для обозначения всевозможных качественных перестроек или метаморфоз различных объектов при изменении параметров, от которых они зависят. Если эволюционирующая система зависит от параметра, то при его изменении поведение системы, в общем случае, может изменяться плавно. Однако при переходе параметра через некоторое критическое значение динамика системы может претерпеть качественную перестройку. Значения параметров, при которых происходит перестройка установившихся режимов движения в системе, называются бифуркационными значениями параметра (или точкой бифуркации), а сама перестройка - бифуркацией. При непрерывном изменении параметров могут возникать каскады бифуркаций. В результате последовательности бифуркаций в динамической эволюционирующей системе возможно установление хаотического режима. Каскад бифуркаций - один из типичных сценариев перехода от порядка к хаосу, от простого периодического режима к сложному апериодическому, при бесконечном удвоении периода. Модель развития сложной системы через последовательность бифуркаций и представление о хаосе, как о чрезвычайно сложной и развитой структуре, применима к явлениям самой различной природы: физической, биологической, социальной, экономической, т.е. к любым системам, где есть последовательность бифуркаций удвоения периода.
В «естественнонаучной» синергетике бифуркация представлена как критическое состояние системы, точка перехода от хаоса к порядку, момент оформления, возникновения нового порядка, завершающий период развития системы в режиме с обострением, выбор одной из целого веера бурно расширявших свою активность тенденций - как доминирующей и определяющей новый порядок в пост-бифуркационный период.
Теория бифуркаций динамических систем впервые была разработана математиками А. Пуанкаре и А.А. Андроновым. Теория катастроф разработана математиком Рене Томом в 1972 году, в которой были изложены основные философские и методологические идеи ранее разработанной теории хаоса. Теория катастроф занимается математическим описанием резких качественных перестроек (переход в состояние детерминированного хаоса, фазовые переходы, самоорганизация), т.е. скачков в поведении нелинейных динамических систем, эволюционирующих во времени. Без теории катастроф понимание синергетических процессов будет неполным. Важным достоинством данной теории является то, что она может описывать ситуации не только «количественно», но и «качественно».
В теории катастроф бифуркация представляется как скачкообразная качественная перестройка системы при плавном изменении параметров. (Например: закипает вода, тает лед). До точки бифуркации система имеет один путь развития, ее поведение полностью предсказуемо. Бифуркация - катастрофический скачок, конфликтный срыв, узел взаимодействия между случаем и внешним ограничением, между колебаниями и необратимостью.
Примерами бифуркации в различных системах могут служить следующие: бифуркация рек - разделение русла реки и её долины на две ветви, которые в дальнейшем не сливаются и впадают в различные бассейны; в медицине - разделение трубчатого органа (сосуда или бронха) на 2 ветви одинакового калибра, отходящие в стороны под одинаковыми углами; механическая бифуркация - приобретение нового качества в движениях динамической системы при малом изменении её параметров; в системе образования - разделение старших классов учебного заведения на два отделения; бифуркация времени-пространства (в научной фантастике) - разделение времени на несколько потоков, в каждом из которых происходят свои события. В параллельном времени-пространстве у героев бывают разные жизни.
Точка бифуркации - одно из наиболее значимых понятий теории самоорганизации. Это такой период или момент в истории системы, когда она превращается из одной системной определенности в другую. Ее качественные характеристики после выхода на точку бифуркации обречены на принципиальное изменение, приводящее к изменению сущности самой системы. Механизм трансформации системы, работающий в такие моменты, связан с ветвлением системной траектории, определяемый наличием конкуренции аттракторов.
Точки бифуркации - особые моменты в развитии живых и неживых систем, когда устойчивое развитие, способность гасить случайные отклонения от основного направления сменяются неустойчивостью. Устойчивыми становятся два или несколько (вместо одного) новых состояний. Выбор между ними определяется случаем, в явлениях общественной жизни - волевым решением. После осуществления выбора механизмы саморегулирования поддерживают систему в одном состоянии (на одной траектории), переход на другую траекторию становится затруднительным. Например, эволюция живых организмов и возникновение новых видов полностью укладываются в эту схему. По мере изменения условий, вид, ранее хорошо приспособленный, теряет устойчивость, и в итоге бифуркации дает два новых вида, отличающихся от прежнего, и в еще большей степени - друг от друга. Примеры точек бифуркации: замерзание переохлажденной воды; изменение политического устройства государства посредством революции.
Точка бифуркации - такой период в развитии системы, когда прежний устойчивый, линейный и предсказуемый путь развития системы становится невозможным, это точка критической неустойчивости развития, в которой система перестраивается, выбирает один из возможных путей дальнейшего развития, то есть происходит некий фазовый переход.
В контексте социосинергетического знания представления о бифуркации с неизбежностью трансформируются, развиваются, «поправляются» с учетом особенностей именно социального развития. Наиболее существенная особенность здесь (отличие от биологического развития) состоит в росте вариативности связей причины и следствия, что в научном знании отражается в выделении уже не законов, а закономерностей развития. При таком развитии сам выбор реализуется как постепенное оформление, закрепление нового порядка, обусловленное бесконечно сложным сочетанием влияний социальных субъектов. Вероятно, в связи с этим необходимо трансформировать и представления о бифуркации [1].
Понятие «бифуркация» часто встречаются на страницах научных журналов и сборников различной направленности: естественнонаучной, экономической, политической, социальной и т.д. Чаще всего данный термин используют либо как синоним понятия «кризис», либо как естественнонаучный термин без социального приложения к нему. Еще реже в связи с человеком и его сложным внутренним миром. В постнеклассической социогуманитарной науке интерес к данному термину вырос. Приведем примеры известных исследований.
Бифуркационным процессам в социогуманитарной науке уделяют внимание Черепанов А.А. (анализирует проблему социального кризиса в контексте философско-синергетического подхода), Ларченко С.Г (раскрывает представление о социальной напряженности в общественном развитии), Ельчанинов М.С. (рассматривает катастрофы России в эпоху модерна в контексте социальной синергетики), Валлерстайн И. (о конце знакомого мира), Глазунов В.А. (о механических аналогиях при рассмотрении бифуркаций человеческих систем), Карасев В.И (о социальной трансформации), Козлова О.Н. (представляет социальную интеграцию как движение в зоне бифуркации); Попов В.В. и Музыка О.А. (рассматривают бифуркацию как социальную реальность) и др. Выделим основные определения и сущностные характеристики социальной бифуркации.
Социальная бифуркация - это момент когда между объективными и субъективными представлениями возникает противоречие и кризис (Черепанов А.А.); - это такое состояние общественной жизни (социальная напряженность), в котором утрачивается целостность связей и отношений, фиксированных ранее на определенном качественном основании. Социальная бифуркация фиксирует возможность некоторой двойственности разрешения ситуации, в котором оказалось общество, столкнувшись с необходимостью изменения своего состояния (Ларченко С.Г); - выступает не как точка перехода из одного состояния (хаоса) в другое состояние (порядка), но как относительно самостоятельное состояние, вмещающее сложную, противоречивую событийность, как зона перехода - зона бифуркации (Козлова О.Н.); - это социальная революция, переходный процесс, качественный скачок в развитии общества, где действие объективных законов опосредуется сознанием людей (Карасев В.И.); - это взрыв или вспышка еще не развернувшегося смыслового пространства культуры, которая содержит в себе потенциальные возможности будущих путей развития, но в момент бифуркационного взрыва определяется случайностью (Лотман Ю.М.); - это крутой перелом развития, изменение его направления; это распад системы на составляющие ее элементы, т.е. катастрофа; это момент выбора новых направлений эволюции. Это состояние, когда система, потеряв устойчивость, полностью теряет память и ее последующая эволюция оказывается принципиально непредсказуемой, поскольку определяется только теми случайными факторами, которые в момент бифуркации действуют на систему. В реальности бифуркация есть не одномоментный акт, а некоторый протяженный во времени процесс кардинальной перестройки системы, по ходу которого и осуществляется объективация одного из возможных путей ее развития (Моисеев Н.Н.); - точка социальной бифуркации может рассматриваться как некоторая социальная реальность, а не просто как совокупность наличных отношений. Оценка точки бифуркации или того периода, который он занимает, зависит от целого ряда факторов объективных и субъективных (ценностей, ценностных ориентаций, установок, предпочтений и т.д., а также методологической позиции исследователя). С позиции саморазвивающейся системы точка социальной бифуркации представляется как изначально заданная точка в качестве некоторой абстракции, или как определенная фаза, которая уже изначально содержит в себе ряд определенных альтернатив, возможных миров, сценариев (Попов В.В., Музыка О.А); - спонтанные социальные флуктуации в контексте длительной временной протяженности порождают социетальную бифуркацию, которая внезапно развертывается как стохастический процесс, и в бифуркационном социуме, насыщенном событиями, конфликтами и конкурирующими альтернативами будущего, резко возрастают хаотические тенденции и риски политики. В момент бифуркации решающую роль играют стохастические факторы, в том чис- ле - спонтанное и ценностно-рациональное поведение человеческих масс, лидеров и т.д. (Ельчанинов М.С.); - переломный момент социальной динамики или точка социальной бифуркации. Точка социальной бифуркации - это точка утраты устойчивости, а вместе с этим утраты силы организационной составляющей и полного ее подавления самоорганизационной составляющей (Бевзенко Л.Д.).
Бифуркационные сценарии процесса развития и социального изменения общества представляется по разным основаниям:
А) На основании представлений о роли процессов самоорганизации и организации. Первая фаза, добифуркационный период или период системной устойчивости, когда работают адаптационные механизмы изменения внутрисистемного порядка, когда организационные воздействия сильнее самоорганизационных. Влияние организации и самоорганизации на сохранение внутренней стабильности может варьироваться в зависимости от разных причин. Социальные изменения будут носить локальный характер и не касаться общесистемных параметров. Основные механизмы, реализующие изменения, - это адаптивные механизмы отрицательной обратной связи.
Вторая фаза, бифуркационный период или период системной неустойчивости, когда в точке социальной бифуркации утрачиваются организационные силы, подавляемые самоорганизационными. По мере роста социального хаоса или социальной энтропии и приближения к критическому значению увеличивается вероятность попадания социальной системы в зону бифуркационного перелома. Выход в точку бифуркации означает переход к доминированию в процессах социального изменения бифуркационных, самоорганизационных механизмов, механизмов положительной обратной связи. Система не способна существовать теперь в прежнем качестве, здесь и начинается процесс самоорганизации.
Третья фаза, послебифуркационный период или период возникновения упорядоченности, когда возникающий порядок носит самоорганизационный характер, возникает в результате спонтанного дрейфа системы к новому аттрактивному состоянию. Спектр возможных аттракторов, а значит и спектр возможных новых состояний (новых общественных порядков), задается глубинной сущностью социальной системы, а выбор одного из возможных вариантов связан со случайной флуктуацией (незначительных событий, социальных действий отдельных людей). По мере отдаления от точки бифуркации некоторые самоорганизационные структуры начинают наращивать организационный каркас, возникают образцы чистой организованности. Аттрактивные структуры, задающие самоорганизационный порядок, обретя организационную опору, продолжают существовать до тех пор, пока в силу внешних и внутренних перемен управляющие параметры, а вместе с ними и энтропийные показатели, снова не достигнут предельных состояний. Такой сценарий развития социальной динамики считают циклическим [2].
Б) На основании представлений о роли ценностей. Период социальной бифуркации характеризуется некоторой дезорганизацией взаимодействия субъектов социальных отношений, латентной ценностной напряженностью актуализирующейся в конфликтах, обуславливающих направленность будущего развития общества, в котором определяются возможности реализации ценностных оснований действующих в обществе субъектов. Различия ценностных оснований субъектов необязательно вызывают напряженности в их взаимодействиях. В стабильном обществе различие ценностных оснований субъектов, принадлежащим к различным структурным уровням, как правило, не вызывает конфликтов. Помимо того, что они существуют в различных измерениях, содержательно, в составе ценностей субъектов более высокого уровня далеко не все нормы-ценности противоречат нормам-ценностям субъектов более низкого уровня. Существует возможность реализации конкретной активности так, что она не возмущает ценностный мир иных субъектов, так как объектами их активности становятся разные цели, разные социальные вещи, разные средства деятельности. Стабильность социальной системы, ее структурная целостность, может быть достигнута и бифуркация этим разрешается, но с точки зрения социального прогресса это будет шаг назад (деградация) [3].
Цивилизация - это процесс развития общества в «своем» канале эволюции. Основой «канала» служит система ценностей, которая складывается в процессе деятельности людей в конкретном ландшафте. Формы хозяйственной деятельности уникальны, как и ландшафты. Поэтому цивилизации все разные. Если общество способно изменить привычные систему ценностей и стереотипы поведения, то система может сохраниться. Это - кризис. Если общество не находит новых путей развития, оно распадается. И не его месте возникает другое общество, с другой системой ценностей. Это - катастрофа. В итоге жизнь и судьба современного человека превращается в своего рода «перманентную бифуркацию», а процесс принятия решений включен во внешнюю ситуацию - когда само общество просто не дает человеку вести инерционное существование [4].
В) На основании представлений о комплексе факторов: детерминизме, индетерминизме, выборе субъекта, ценностных ориентаций, оценок. В контексте социосинергетического подхода к процессу развития общества речь идет о нелинейном пути, предполагающем альтернативный выбор направления сложной системы, ориентированный на перспективы будущего. Образ будущего у социального субъекта приобретает, с одной стороны, несколько неопределенные границы, а с другой, позволяет рассмотреть будущее в виде спектра преддетерминированных возможностей, увидеть перспективы будущего и приблизить его к настоящему. Анализ сложных самоорганизующихся систем предполагает не просто некоторую причинно-следственную зависимость как переход от одной системы к другой, а более гибкое соотношение между причиной и следствием, причиной и вероятностью, причиной и необходимостью. А также учет позиции выбора самого социального субъекта, позиции соотнесения с теми целями, которые он ставит пред собой. Изначально заданная цель и заданный результат во многом должны быть скоррелированы с исходными ценностными ориентациями и с той оценкой, которую субъект может давать полученному результату. Цель деятельности выступает как идеальный прообраз будущего, который формируется на основе интересов субъекта. Поскольку представление будущего есть предвосхищение субъектом результатов своей деятельности, протекающей во времени, постольку необходимо дифференцированно подходить к процессу целеполагания и говорить либо о ближайших и дальнейших целях, либо соответственно шкалы социального времени о ближайших, долгосрочных, перспективных, конечных и т.д.
Выбор субъекта будущего пути развития осложняется причинной необоснованностью. Необоснованность возникает в одном из нескольких случаев. Во-первых, социальный субъект может не обладать достаточными знаниями, навыками, опытом, чтобы предположить правильность сделанного выбора и принять вполне адекватное решение. В этом случае субъект будет больше полагаться на предпочтение, но не рациональным путем, а интуитивным и эмоциональным. Во-вторых, социальный субъект может не иметь возможности проанализировать ситуацию, в которой он находится и ему придется достаточно быстро, не обдумав и не проанализировав альтернативы и тенденции выбора, принимать какое-то решение. Через определенный промежуток времени субъект может обосновать, почему он поступил именно таким образом, может вспомнить какие-то предпосылки для принятия такого решения, но серьезных логических выводов и объяснений он не сможет дать [5].
Таким образом, понятие «бифуркация» как естественнонаучный, математический термин в постнеклассической науке применяется для характеристики процессов развития и трансформации современного общества в социальном значении. То, что в синергетике называют точкой бифуркации, в естественных науках называют фазовым переходом, в теории социальной трансформации - переходным периодом. Характеристика социальной бифуркации и точки бифуркации представляется в зависимости от методологической позиции автора относительно понимания процесса развития.
Характерными чертами периода социальной бифуркации являются: дезорганизация взаимодействия субъектов социальных отношений, ценностная напряженность, противоречия, конфликты, обуславливающих направленность будущего развития общества, в котором определяются возможности реализации ценностных оснований действующих в обществе субъектов. Бифуркационный сценарий процесса развития социального изменения общества рассматривается по разным основаниям: относительно представлений о ценностях; процессах самоорганизации и организации, а также комплекса факторов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Козлова О.Н. Социокультурное развитие в режиме с обострением // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - С. 157. Бевзенко Л.Д. Социальная самоорганизация. Синергетическая парадигма: возможности социальных интерпретаций. К.: Институт социологии НАН Украины, 2002. - 437 с. Ларченко С.Г. Социальная напряженность в общественном развитии // Научная онлайн-библиотека ПОРТАЛУС, рубрика философии, 2005 portalus.ru Кульпин Э.С. Бифуркация Запад-Восток. М., 1996 // Российская эл. Библиотека «Эрудиция». Музыка О.А., Попов В.В. Время и социальная синергетика. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007. - 256 с. Краткая географическая энцикопедия, Том 1 / Гл. ред. Григорьев А.А. М.:Советсвкая энциклопедия - 1960. - С. 564; Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник. Под ред. Пловинкина А.И. Попова В.В. - М.: НПО «Информ-система», фирма NAUKA LTD (Япония), 1995. - 410 с.; Концепции современного естествознания. Э.А. Ариншейн, В. А. Михеев: Учеб. пособ. - Изд-во ТГУ, 1997. Козлова О.Н. Социокультурное развитие в режиме с обострением // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - С. 157. Точка бифуркации. Рецензия на: И. Валлерстайн. Конец знакомого мира: Социология XXI века. Пер. с англ. под ред. В.Иноземцева. - М.: Логос, 2003. - 368 с. Фракталы и теория бифуркаций // fractbifur.narod.ru/html/index3.html Бородкин Л. Методология анализа неустойчивых состояний в политико-исторических процессах // Международные процессы 2008. - Т.6. - №3. Московский Синергетический Форум: http://www.synergetic.ru/ Черепанов А.А. Проблема социального кризиса: философско-синергетический подход. Автореферат канд. Дисс. - Тверь, 2006. Ельчанинов М.С. Социальная синергетика и катастрофы России в эпоху модерна. Серия «Синергетика в гуманитарных науках». - М., 2005. - 240 с. Библиографическая ссылка Музыка О.А. БИФУРКАЦИИ В ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ: ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ И СОЦИОСИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1. – С. 87-91; URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=26640 (дата обращения: 17.06.2018).
Это научная статья, причём свежая ! Но для общего понимания и для широкого круга общественности надо объяснить это простыми словами... К сему :
Книгочей
дата:
Это научная статья, причём свежая ! Но для общего понимания и для широкого круга общественности надо объяснить это простыми словами... А как это проще и доходчиво сделать ? Конечно, с помощью одной страшной сказочной истории ! К сему : "ЗЛОВЕЩИЙ ЛЕС.Страшная сказочная история." VIDEО : https://www.youtube.com/watch?v=5caNbNNHOYQ
Это сообщение отредактировал Книгочей - 15-09-2018 - 06:33
Книгочей
дата:
(Книгочей @ 17-06-2018 - 11:58) Это научная статья, причём свежая ! Но для общего понимания и для широкого круга общественности надо объяснить это простыми словами... А как это проще и доходчиво сделать ? Конечно, с помощью одной страшной сказочной истории ! К сему : "ЗЛОВЕЩИЙ ЛЕС.Страшная сказочная история." : https://www.youtube.com/watch?v=5caNbNNHOYQ А какова мораль сей страшной сказачки ? Она проста : "Не верь глазам своим !" К сему : И слуху ! В особенности, если нашёптывает сам Сатана... "Рyrokinesis" - "Ад пуст, все бесы здесь !"
: "..Потому что Сумрак, конечно же, бесконечен, как бесконечно любое кольцо. Потому что тепло человеческой любви и холод человеческой ненависти, бег зверей и полет птиц, трепетание крыльев бабочки и рост пробивающего землю зерна не уходят бесследно. Потому что всемирный поток живой Силы, от которого жадно отрывают свои крохи паразиты вроде синего мха и Иных, не исчезает бесследно — а возвращается в ждущий возрождения мир. Потому что все мы живем на седьмом слое Сумрака..." - цит. из "Последний Дозор", Сергей Лукьяненко.
Это сообщение отредактировал Книгочей - 18-06-2018 - 09:30
Книгочей
дата:
(Книгочей @ 17-06-2018 - 11:47) А на перекрёстках и развилках стоят символические указатели... Эти указатели называют "былинными камнями". И стоит узнать о них больше : "Былинный камень, у которого богатыри выбирали дорогу, нашли под Переславлем : Кстати, местные гаишники ( работники ГБДД ) считают это место самым аварийным
скрытый текст
Переславль-Залесский, похоже, ждет сенсационное открытие. Возможно, что именно здесь, недалеко от города, находится тот самый былинный перекресток, на котором в раздумьях останавливался еще Илья Муромец! История темная, и она вовсю гуляет по просторам Интернета. Правда это или лишь выдумка, сказать сложно. Но тем не менее - интересно. Ведь за каждой сказкой скрывается какая-то история. Так и хочется поверить - а вдруг…
По рассказам в Сети, загадочный камень обнаружил некий астраханец-перекрестковед Кирилл Остапов.
- Несколько лет меня глодала мечта - найти тот самый легендарный перекресток с камнем и надписью: «Налево пойдешь - коня потеряешь, направо пойдешь - жизнь потеряешь, прямо пойдешь - жив будешь, да себя позабудешь», - рассказывает он. - На самом деле такие камни-указатели реально существовали в древние времена. Как правило, их устанавливали на перекрестках дорог и на межах.
По словам Кирилла Остапова, профессию «перекрестковеда» ему передал по наследству дед. Сейчас таких мастеров - людей, умеющих «слышать» перекрестки и определять, не испорчены ли они злыми людьми и проклятиями (такие крестознавцы точно были), в стране остались единицы. Видимо, из-за невостребованности. А вот в древней Руси эти мастера пользовались большим спросом, их специально приглашали проверять городские и сельские перекрестки. Мастер устанавливал на перекрестке деревянный столб с перекладиной и подвешивал три колокола, а затем бил в них особым способом. По звучанию колоколов определял: добрый перекресток или злой, счастье здесь ждет человека или беда.
Остапов исследовал множество перекрестков, чтобы дар не терять. И вроде даже гаишники к его советам прислушивались - на самых опасных участках ставили дополнительные дорожные знаки. Но искать былинный перекресток мастер отправился в Ярославскую область.
- Так как в былинах этот столб чаще всего связывают с именем Ильи Муромца, я и подумал, что искать указатель надо под Переславлем-Залесским, - говорит Кирилл Оспапов. - По преданиям, богатырь Илья с 1157 года служил в войске Владимирского князя Андрея Боголюбского, защищая владения ростово-суздальских князей. Их переславские земли были самыми беспокойными из-за частых набегов кочевников, и именно здесь князь возводил свои богатырские пограничные заставы. Камень с надписью, очевидно, находился недалеко и стоял в смертельно опасном для всякого конного и пешего месте.
Приехав в Переславль, Остапов внимательно изучил сводки ГИБДД и криминальную обстановку в районе и стал искать. Примерное место расположения камня-указателя определил сразу - в сторону от трассы М-8, дорога на Никитский тракт. Со своими колокольчиками он обошел пешком несколько километров и, наконец, в самой чаще дубового леса наткнулся на странное место. Как ни бил мастер в колокола, они категорически отказывались издавать звуки. И вдруг Остапов заметил небольшой холмик, весь заросший мхом. Очистив упавший столбец от земли, увидел на гранях камня полустертые изображения: всадников, копье, ворона и полузакрытого глаза. Лишь у самого основания камня он разглядел надпись: «Деко по маркуши», что у древних славян означало - колдовать против зла.
- Вероятно, у этого камня уже пытались провести обряд очищения, но до конца снять проклятия не удалось, - уверен «перекрестковед» - Это подтвердили мои колокольчики.
Одна стрелка на указателе - та, что налево - как раз указывает на трассу Москва-Холмогоры и самый аварийный участок, полузакрытый глаз указывает путь направо - дорога к известному в Переславле валуну - Синему камню у Плещеева озера. Указатель прямо - к самому городу Переславлю, где и случались набеги кочевников. И хотя этот перекресток уже не используется, Остапов все равно намерен снять с этого места проклятия. И собирается в этом году еще раз приехать в Ярославскую область.
- Поворот с федеральной дороги к Никитскому монастырю, действительно, один из аварийных, - подтвердила старший инспектор по пропаганде отдела ГИБДД города Переславля Любовь Хохлова. - Машины тут бьются регулярно, пешеходов сбивают. В прошлом году погиб велосипедист. Но нельзя сказать, что причины этих ДТП связаны с какой-то магией. Как правило, всему виной - человеческий фактор. Водители превышают скорость, а пешеходы на свой страх и риск перебегают дорогу в темное время суток. Впрочем, как выяснилось, гаишники вовсе не чураются магии и также верят в чудеса. По словам сотрудников ДПС, на трассе М-8 случаются довольно загадочные ДТП. Например, абсолютно трезвый водитель на исправном автомобиле по непонятным причинам вдруг выезжает на «встречку» и попадает в страшную аварию. Жуть! Что касается мастера-перекрестковеда, то об его услугах в областном управлении ГИБДД обещали подумать. Ради безопасности дорожного движения - все меры хороши..." - https://www.yar.kp.ru/daily/25845.5/2816736/
К сему : тот самый участок ДОРОГИ, где находится тот самый былинный камень.
Книгочей
дата:
Ежедневное чудо : Камень на перекрестке" : Народная молва утверждает, что давно забытые, застроенные, засыпанные вековым слоем земли перекрестки имеют магическую силу. Даже травы на них растут непростые: сон-трава, горюн-трава, путь-трава. Настои из них вылечивают людей или, наоборот, губят. И уж совсем «гоголевское»: если покатать пасхальное яйцо на перекрестке заброшенных дорог, то непременно выскочат черти и начнут плясать трепака.
скрытый текст
С астраханским мастером-крестознавцем Кириллом Остапчуком я познакомился в Казани: мое внимание привлек дородный мужчина, сидевший на перекрестке в легкомысленной майке перед самодельными деревянными козлами, как для пилки дров. На козлах, однако, были подвешены три небольших колокола и гражданин, с крайне сосредоточенным щекастым лицом постукивал по ним стальным молоточком. Вокруг стояла толпа любопытных. Сцена походила на некий сектантский ритуал.
- Сам перекресток чистый, не аварийный. Это я специально для водителей говорю. – прислушиваясь к звучанию своих колокольчиков комментировал «сектант» - Правда, чуть дальше, в старину было холерное кладбище: колокола поют глуховато.
Мастер-крестознавец, как мне представился Остапчук, или, говоря иначе, «перекрестковед», оказался в Казани проездом – возвращался в низовья Волги после путешествия в Переславль-Залесский.
- Профессия у меня по нынешним временам, конечно, экзотическая. – заметил Кирилл - Это раньше крестознавцы пользовались на Руси особым почетом. Их приглашали проверять городские и сельские перекрестки: не попорчены ли злыми людьми, делами и проклятиями, в добром ли месте расположены, не грозит ли подземная нечисть, не подмывают ли низовые воды, не будет ли провала или еще какой беды. Как и я сейчас, мастер приносил на проверяемый крестец три малых колокола, подвешивал на столбе с перекладиной и бил в них особым, одному ему известным способом. Слушал звучание своих колоколов и определял: доброе перекрестье дорог или нет, счастье ли ждет на нем человека или беда. Увы, в больших городах крестознавцев не осталось, но вот у нас в Астрахани сохранились две династии мастеров. Мне умение «слышать» перекрестки передал по наследству дед.
В Казани Остапчук чисто из любви к искусству прослушал несколько центральных улиц и собирался подать в дорожные службы города бумагу с предложением установить в некоторых местах предостерегающие знаки. А вот его поездка в Переславль-Залесский стала, как выяснилось, триумфальным завершением долгого и кропотливого изучения народных былин и сказок.
- Несколько лет меня глодала мечта – найти тот самый легендарный перекресток с камнем и надписью: «Налево пойдешь - коня потеряешь, прямо пойдешь – голову потеряешь, направо пойдешь…» Этот сказочный камень-указатель на самом деле реально существовавший путевой знак. Такие знаки устанавливали на перекрестках дорог, на межах. Камни-указатели и сейчас попадаются исследователям в тверских, вологодских, сибирских краях - то со следами птичьей лапки, то человеческого глаза, руки, креста, неразгаданных рунических надписей. В былинах загадочный камень чаще всего связывают с именем Ильи Муромца, вот я и подумал, что искать грозный «указатель» надо под Переславлем-Залесским.
По словам Остапчука, есть свидетельства, что богатырь Илья одно время, с 1157 года, служил в войске Владимирского князя Андрея Боголюбского, защищая порубежные владения ростово-суздальских князей. Их переяславские земли были самыми неблагополучными и неспокойными из-за частых набегов кочевников, и именно здесь князь возводил свои богатырские пограничные заставы. Камень с надписью, очевидно, стоял в смертельно опасном для всякого конного и пешего месте. Но какая опасность подстерегала прохожих? «Перекрестковед» решил это выяснить.
- Народная молва утверждает, что давно забытые, застроенные, засыпанные вековым слоем земли крестцы имеют магическую силу. – с улыбкой продолжил Кирилл - Даже травы на них растут непростые: сон-трава, горюн-трава, путь-трава. Настои из них вылечивают людей или, наоборот, губят. И уж совсем «гоголевское»: если покатать пасхальное яйцо на перекрестке заброшенных дорог, то непременно выскочат черти и начнут плясать трепака. Но меня интересовал другой вопрос: «криминогенные зоны», ну, те самые дорожки «направо-налево…» о которых предупреждала Муромца надпись на камне, могут ли они до сих пор представлять опасность для людей?
Ознакомившись со сводками ГИБДД ярославской области, Остапчук определил самый аварийный участок на древнем Троицком тракте, сейчас это Ярославское шоссе. Он оказался как раз под Переславлем.
- После этого я решил, что направление «налево» от камня, где гибель, с большой вероятностью, ждет транспортное средство – лошадь ли, машину ли – я выяснил. Путь «прямо», где суждено путнику голову потерять, «убиту быть» вел, скорее всего, к кочевникам. Оставалось прочертить на карте две линии: к аварийному участку шоссе и к древней границе княжества. На их пересечении я и стал искать былинный камень. Пошел со своими колокольчиками, пешком прямо от древних переславских земляных валов…
На упавший отесанный каменный столбец Кирилл наткнулся в глухой чаще, в нескольких километрах от города. Расчистив землю и мох, крестознавец обнаружил на гранях камня несколько стертых изображений всадников, а также копья, ворона и полузакрытого глаза. Это не удивило Остапчука, ибо трудно предположить, что в Древней Руси всяк прохожий знал грамоту - естественно, предостережения путникам были начертаны символами. Лишь у самого основания камня он разглядел надпись кириллицей: «Деко по маркуши».
- В северных русских говорах сохранилось слово «дековать», что означает – колдовать против сил зла. «Маркуши» - древнее славянское название темных сил, богов подземного мира. Очевидно, на этом забытом перекрестке волхвы когда-то пытались провести обряд очищения от некоего страшного заклятия. Там же, у столба, я нашел лошадиный череп и остатки глиняного кувшина. Кстати, традиция складывать на перекрестках бутылки водки, черепа самых быстрых лошадей и костыли излечившихся людей до сих пор существует в Монголии. Так вот, я подвесил над камнем колокола и ударил по ним молоточком. Что я услышал? Ничего. Ни звука. Колокола были мертвы. Это значит, что сила заклятья, наложенного в древности на этот перекресток до сих пор не иссякла. Насчет повышенной аварийности участка шоссе под Переславлем я уже говорил. И, между прочим, там в 1990-х годах прошлого века орудовала шайка бандитов, переодетых гаишниками: они останавливали фуры, выбрасывали водителей из салонов тягачей и угоняли машины вместе с товаром. Как же проявляет себя другое направление – «голову потеряешь»?
Крестознавец выяснил, что район, на который указывает столбец, считается весьма криминальным в Ярославской области. Граница с Московской, Тверской, Владимирской областями, прекрасные дороги способствуют наезду непрошеных гостей всех, так сказать, мастей: воров, грабителей, убийц. В тех же краях в старину принял смерть известный своим благочестием монах Никита. Монах жил стоя на специально вкопанном высоком пне и прославился тем, что исцелял больных, в том числе весьма известных исторических деятелей, приезжавших к нему. А вот погиб прямо как в наши дни. Бандиты посчитали блестевшие на солнце железные вериги преподобного Никиты Столпника за серебряные, и «принял целитель чудотворец мученическую смерть».
Наконец, третий путь от колдовского указателя, отмеченный символом полузакрытого глаза, вел точно к современной туристической достопримечательности Переславля-Залесского – Синему камню на берегу Плещеева озера. Синий валун, это древнее капище языческого племени чудь. Местные жители утверждают, что перед сменой погоды, если прислониться к камню ухом, можно услышать, как он гудит. А человек, выбивший на нем свое имя, вскоре заболеет или умрет. В старину таким образом наводили порчу на людей и скот, выбивая надписи в полночь при полной луне. Интересно, что на камне не держится снег, он всегда «голый» и виден издалека. Летом по утрам над ним вьется туман. По одной из легенд, этот камень - одна из малых гор, где раз в год проходит шабаш ведьм.
Даже тогда, когда на Руси прочно укрепилось православие, население прибрежных районов Плещеева озера не переставало поклоняться чудодейственному валуну и тайно боготворило его. В те времена православные священники чуть ли не в каждой проповеди стращали местных прихожан тем, что в камне, к которому они привыкли ходить, живет нечистая сила, отправляющая их души в ад еще при земной жизни. Однако ни запугивания, ни увещевания не останавливали людей от поклонения таинственному валуну. Синь-камень жгли, пытались разбить, зарывали в землю, наконец, топили посреди Плещеева озера. Однако, из ямы, где его погребли попы, камень загадочным образом поднялся на поверхность. И так же, через сорок лет после утопления в озере, волнами его вновь вынесло на прежнее место. В махине, к слову, 12 тонн весу. К нему шли, и до сих пор идут люди, непременно оставляя возле него свои скромные подношения, в основном монетки, нашептывая при этом сокровенные желания.
- Между тем, - предостерег Остапчук – знак полузакрытого глаза на древнем указателе совершенно ясно говорит о худшей из смертей, если пойти к капищу – смерти духовной. Пожалуй, на самом деле Синь-камень не простой валун. Какие демоны могут гнездится в древнем языческом капище? Кто знает? Издавна за этим местом закрепилась слава, что оно «водит и пугает людей», в заводях там водятся русалки. Многие видели, как на поверхности камня временами проявляется лицо уродливого старца. Не исключено, что современным туристам, валом валящим к достопримечательности грозит опасность не меньшая, чем путникам в старину. Болезни, может быть, нервные расстройства…
Точное местонахождение былинного столбца-указателя, столь тесно связанного с памятью об Илье Муромце мастер-крестознавец мне не сказал. Слишком опасно для непосвященных находится в таких судьбоносных местах. Ведь потом неизбежно придется выбирать дорогу – направо идти, прямо, или налево. На следующий год Кирилл собирается вновь приехать в Переславль и организовать повторный, уже православный обряд очищения проклятого перекрестка. В старину его проводили так: если мастер определял, что крестец «порченый», жители ближних улиц собирали сорок нищих и юродивых и на семь дней усаживали их на перекрестке. Сами подавали им и просили прохожих не скупиться, ублажать и одаривать убогих. После этого считалось, что крестец очистился.
- А какой же путь от указателя выбрал богатырь Илья? – задал я напоследок Остапчуку мучивший меня вопрос.
- Недавно ученые обследовали мощи богатыря, хранящиеся в Киево-Печерской лавре. – подумав, ответил крестознавец - Муромец погиб от удара кинжалом в сердце, кроме того, его левая рука была пробита копьем. Судя по всему, он поехал от камня прямо – на кочевников, где «убиту быти». - http://mosmonitor.ru/photo/photo/ezhednevn...-na-perekrestke К сему : Вы ещё не верите, что "Сказка ложь, да в ней намёк !" ?
Это сообщение отредактировал Книгочей - 17-06-2018 - 12:34
Книгочей
дата:
(Книгочей @ 17-06-2018 - 11:40) А на дорогах бывают перекрёстки... А "VIA EST VITA" — "ДОРОГА — ЭТО ЖИЗНЬ !" К сему : И это равносильно - "Жизнь - это дорога !"
Книгочей
дата:
(Книгочей @ 17-06-2018 - 12:38) (Книгочей @ 17-06-2018 - 11:40) А на дорогах бывают перекрёстки...А "VIA EST VITA" — "ДОРОГА — ЭТО ЖИЗНЬ !" К сему : И это равносильно - "Жизнь - это дорога !" А дорога - это пути, которые мы выбираем ! К сему : и они бывают разные...
Книгочей
дата:
(Книгочей @ 17-06-2018 - 12:38) (Книгочей @ 17-06-2018 - 11:40) А на дорогах бывают перекрёстки...А "VIA EST VITA" — "ДОРОГА — ЭТО ЖИЗНЬ !" К сему : И это равносильно - "Жизнь - это дорога !" И у каждой жизни есть время рождения ! У человека, и у страны. К сему : Как и у дорог есть начало...
Книгочей
дата:
(Книгочей @ 17-06-2018 - 11:47) (Книгочей @ 17-06-2018 - 11:40) А на дорогах бывают перекрёстки...А перекрёстки Мировой Истории и жизненного пути людей - это поворотные моменты. Или точки бифуркации. А на перекрёстках и развилках стоят символические указатели... И дорог много... К сему : А путей всегда больше двух !
Книгочей
дата:
А путей всегда больше двух ! И пути бывают различными ! Например, "Через тернии к звёздам !" К сему : "Per aspera ad astra" ( лат. "через тернии к звёздам" ; также используется вариант ad astra per aspera, лат. "к звёздам через тернии" ).
Книгочей
дата:
(Книгочей @ 17-06-2018 - 12:55) А путей всегда больше двух !И пути бывают различными ! Например, "Через тернии к звёздам !" - "Per aspera ad astra". "Это Путь самый узкий, какой можно представить... самый трудный, какой можно пройти.. . шаги по нему в ощущениях можно сравнить как хождение по лезвию ножа, по канату через пропасть, блуждание в глухой чащобе леса, танец на раскаленных углях или поднятие к вершине самой крутой горы... у каждого свой путь... но этот Путь и самый верный, хоть и не каждому под силу... Это Путь к Облакам.. сквозь ураганный ветер перемен... по волнам бушующего житейского моря... не смотря на преграды в пути и потери --дойти.. долететь... добраться.. через Тернии к Звездам..."(с). К сему : А, по-моему, это похоже на ходьбу канатоходца по тонкой проволоке под небесным куполом.
VSNN
дата:
Интересная тема. Как-то особенно не задумываешься, что вся жизнь, по сути постоянный выбор из возможных вариантов. По прошествии многих лет вспоминаю об одном очень важном, как сейчас понимаю, для своей жизни выборе: то ли остаться учиться в своем родном городе, то ли уехать в другой. Выбрал второе. Институт без общежития - жизнь на частной квартире, институт без военной кафедры - 1,5 года армии, и распределение, где не предлагалось жилья. В итоге, все равно вернулся работать и жить в свой родной город... По прошествии многих лет понимаю, что высшее образование ценно само по себе, а по специальности работают вряд ли 10% выпускников. К чему это я все? Такая, казалось бы простая задача по выбору места учебы, резко меняет всю жизнь человека. В родной город я вернулся уже женатым человеком и многие годы возил потом детей за 300 верст на лето отдыхать к теще...
Книгочей
дата:
(VSNN @ 17-06-2018 - 13:47) Интересная тема. Как-то особенно не задумываешься, что вся жизнь, по сути постоянный выбор из возможных вариантов. По прошествии многих лет вспоминаю об одном очень важном, как сейчас понимаю, для своей жизни выборе: то ли остаться учиться в своем родном городе, то ли уехать в другой. Выбрал второе. Институт без общежития - жизнь на частной квартире, институт без военной кафедры - 1,5 года армии, и распределение, где не предлагалось жилья. В итоге, все равно вернулся работать и жить в свой родной город... По прошествии многих лет понимаю, что высшее образование ценно само по себе, а по специальности работают вряд ли 10% выпускников. К чему это я все? Такая, казалось бы простая задача по выбору места учебы, резко меняет всю жизнь человека. В родной город я вернулся уже женатым человеком и многие годы возил потом детей за 300 верст на лето отдыхать к теще... Я рано стал над такими вопросами думать, т.к. много читал и знал. И см. тему "Вариативная история". Это мой "конёк" ! И та и эта темы - ещё не окончены ! К сему : "Больше знаешь, дальше видишь !" - я придумал.
Книгочей
дата:
Музыкальная пауза : "Дороги которые мы выбираем" - тропинки, дороги, лабиринты, мелодия песни "Атлантида".
Это картина Хусейна Сахина, фотохудожника из Турции.
VSNN
дата:
А никогда не замечал, что когда ты стоишь перед серьезным выбором, словно кто-то незримый вместе с тобой принимает участие в обдумывании вариантов и, как бы подталкивает к какому-то решению? Сейчас с возрастом это чувство притупилось, а по молодости что-то такое ощущал.
Книгочей
дата:
(VSNN @ 18-06-2018 - 03:08) А никогда не замечал, что когда ты стоишь перед серьезным выбором, словно кто-то незримый вместе с тобой принимает участие в обдумывании вариантов и, как бы подталкивает к какому-то решению? Сейчас с возрастом это чувство притупилось, а по молодости что-то такое ощущал. По этому вопросу надо уточнить, во-первых, это : Что означает выражение "время собирать камни" ? : http://xn----ctbibqemlceahmok5omc.xn--p1ai...irat-kamni.html К сему :
Книгочей
дата:
(Книгочей @ 18-06-2018 - 03:19) (VSNN @ 18-06-2018 - 03:08) А никогда не замечал, что когда ты стоишь перед серьезным выбором, словно кто-то незримый вместе с тобой принимает участие в обдумывании вариантов и, как бы подталкивает к какому-то решению? Сейчас с возрастом это чувство притупилось, а по молодости что-то такое ощущал.По этому вопросу надо уточнить, во-первых, это : Что означает выражение "время собирать камни" ? : http://xn----ctbibqemlceahmok5omc.xn--p1ai...irat-kamni.html К сему : Тебя решили "закидать камнями" ( в переносном смысле ) ? Действуй по принципу "Обратить вред в пользу !" :
Книгочей
дата:
(VSNN @ 18-06-2018 - 03:08) А никогда не замечал, что когда ты стоишь перед серьезным выбором, словно кто-то незримый вместе с тобой принимает участие в обдумывании вариантов и, как бы подталкивает к какому-то решению? Сейчас с возрастом это чувство притупилось, а по молодости что-то такое ощущал. И в этом случае стоит вопрос выбора : "разбрасывать некие камни, собирать их" ИЛИ
Это сообщение отредактировал Книгочей - 18-06-2018 - 03:24
Книгочей
дата:
(VSNN @ 18-06-2018 - 03:08) А никогда не замечал, что когда ты стоишь перед серьезным выбором, словно кто-то незримый вместе с тобой принимает участие в обдумывании вариантов и, как бы подталкивает к какому-то решению? Сейчас с возрастом это чувство притупилось, а по молодости что-то такое ощущал. Это не "кто-то", а ИНТУИЦИЯ ! А ответственный момент принятия решения - это и есть точка бифуркации. Веренее, одна из её ипостасей : "Точка бифуркации : Правило Нужного Момента. Лучше всего выполняются те просьбы, которые звучат вовремя, когда их можно выполнить по ходу жизни, естественно и легко. Просьба выбросить пакет с мусором неуместна, когда ребенок уже разделся, придя с улицы; она лучше звучит, когда он еще не разделся; и выполняется естественно, когда ребенок оделся и собрался идти на улицу. Правило нужного момента - совершенно волшебное правило, которое делает наше общение разумным и эффективным. Например, нужно приучить ребенка, чтобы он, выходя на улицу, выключал за собой свет в прихожей (брал мобильник, или говорил, когда вернется). Мы ему говорим, а он забывает. Мы ему снова говорим, он забывает снова. Сколько ни ругайся, эффективность наших действий или низкая, или никакая. И что делать? - Вспомнить незнакомое слово "бифуркация".
Справка : "Точка бифуркации" - понятие из технического словаря и обозначает раздвоение: краткий момент, когда система непредсказуемым образом может изменить режим работы то ли в одну, то ли в другую сторону, после чего возврата к прошлому уже нет. Ситуация станет или одной, или другой."(с). Источник : https://econet.ru/articles/136347-tochka-bi...uzhnogo-momenta К сему : образное изображения точки бифуркации.
Книгочей
дата:
"Точка бифуркации : Правило Нужного Момента." Не зря на картинки есть ЧАСЫ ! Т.к. время играет большую роль : можно опоздать с приняем решения; можно поторопиться; можно, вообще, ничего не сделать. Можно долго реализовать принятое решение и результат будет отрицательный. Поэтому и говорят : "Куй железо пока оно горячо !" Но, можно и форсировать события и это будет так же иметь негативные последствия ! Ускорьте любой процесс, который строго лимитирован и убедитесь в этом ! Значит, важен временной фактор при принятии решения и его осуществлении. К сему : ранее положенного срока из кокона бабочка или мотылёк не вылетят.
Это сообщение отредактировал Книгочей - 18-06-2018 - 09:24
Книгочей
дата:
И в этом случае стоит вопрос выбора : "разбрасывать некие камни, собирать их" ИЛИ "Сеять разумное, доброе, вечное". А это не так просто само по себе. И, более того, бывает опасно, т.к. зависит от ситуации в данном МЕСТЕ и в данное ВРЕМЯ ! Судьбы, например, Иешуа, Джордано Бруно и Галилея тому примеры. Так, что важно время, когда и где родился... К сему : снова важную роль играет фактор времени.
Это сообщение отредактировал Книгочей - 18-06-2018 - 03:46
Книгочей
дата:
"Сеять разумное, доброе, вечное". Это не только позитивно, но и прогрессивно. Более того, зло деструктивно по своей природе и за него отплатят тоже злом. А сверх того, за зло ждёт расплата только за сам факт причинения зла. Творить зло просто НЕВЫГОДНО ! Но, порой, отличить зло от добра нелегко. К сему : Поэтому
Книгочей
дата:
(Книгочей @ 18-06-2018 - 03:46) И в этом случае стоит вопрос выбора : "разбрасывать некие камни, собирать их" ИЛИ "Сеять разумное, доброе, вечное".А это не так просто само по себе. И, более того, бывает опасно, т.к. зависит от ситуации в данном МЕСТЕ и в данное ВРЕМЯ ! Судьбы, например, Иешуа, Джордано Бруно и Галилея тому примеры. Так, что важно время, когда и где родился. Снова важную роль играет фактор времени. Впрочем, всегда человечество представляло собой, образно говоря, "банку с пауками". Научно-технический, общественный прогресс и нормы этики и морали не особенно отразились на поведении людей. Люди могут быстро опускаться до животного уровня и деградировать. И никакой панацеи от этого не существует. Можно констатировать, что существует две реальности в которых мы живём - это мир грёз и действительность. Мир грёз - это симулякр. К сему : "Симулякр- (от лат. simulacrum < simulo — это «изображение» от «делать вид, притворяться») — «копия», не имеющая оригинала в реальности. Иными словами, семиотический знак, не имеющий означаемого объекта в реальности."(с).
Книгочей
дата:
"Симулякр- (от лат. simulacrum < simulo — «изображение» от «делать вид, притворяться») — «копия», не имеющая оригинала в реальности. Иными словами, семиотический знак, не имеющий означаемого объекта в реальности."(с). [/B] Эпиграф : "Сказка ложь, да в ней намёк !" "..Сейчас мой взгляд остановился на небольшом террариуме. Крышки у него почему-то не было, на стекле приклеена бумажка — то ли с буквами «ООО», то ли с номером «000». Внутри террариума стояла дурацкая игрушка, сделанная в Китае: маленький пластиковый унитаз, на котором в царственной позе восседал тарантул. Вначале мне показалось, что паук пластиковый или дохлый, но потом я заметил, что глазки у паука поблескивают, а жвалы шевелятся. По стеклам ползал другой паук: толстый, кругленький, похожий на мохнатый шарик с ножками. Время от времени паук останавливался и выплевывал на стекло каплю зеленого яда, явно целясь наружу. Впрочем, вниз, в террариум, с паука тоже что-то сыпалось. Внизу шевелились какие-то другие насекомые, жадно протягивающие лапки за угощением. Счастливцы, которым удалось что-нибудь поймать, начинали радостно прыгать.
— Интересуешься? — спросил Гесер, не поднимая глаз.
— Ага… что это?
— Симулякр. Ты же знаешь, я люблю изучать замкнутые социальные группы.
— И что этот симулякр отображает?
— Один интересный социум, — уклончиво сказал Гесер. — В базовой модели он должен был превратиться в традиционную паучью банку. Но здесь мы имеем двух главных пауков, один из которых занял главенствующую позицию, вовремя взобравшись на возвышение, а второй изображает защиту от внешней агрессии и заботу о членах сообщества. При постоянной активности главенствующих пауков данный симулякр способен функционировать с минимальной аутоагрессией. Иногда только приходится спрыскивать обитателей свежим пивом для релаксации.
— А никто не пытается выбраться? — спросил Илья. — Крышки-то нет…
— Крайне редко. И только те, кому надоедает быть пауком в банке. Во-первых, в террариуме поддерживается постоянная иллюзия борьбы. Во-вторых, пребывание в банке воспринимается подопытными как собственная незаурядность..." - цитируется из фэнтези романа "Последний Дозор", С.Лукьяненко. К сему : "Рyrokinesis" - "СИМУЛЯКР".
Книгочей
дата:
Это научная статья, причём свежая ! Но для общего понимания и для широкого круга общественности надо объяснить это простыми словами... К сему :
Книгочей
дата:
(Книгочей @ 19-06-2018 - 02:41) Это научная статья, причём свежая ! Но для общего понимания и для широкого круга общественности надо объяснить это простыми словами... К сему : "Бифуркация - это ... «Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни» , авторы : Авианаш К. Диксит и Барри Дж. Нейлбафф : "Теория игр — это строгое стратегическое мышление. Это искусство предугадывать следующий ход соперника с учетом того, что он занимается тем же самым. Её изучение может сформировать совсем новый взгляд на устройство мира и на то, как люди взаимодействуют. На примерах из кино, спорта, политики, истории авторы показывают, как почти все компании и люди вовлечены во взаимодействия, которые описываются теорией игр. Знание теории игр сделает вас более успешным в бизнесе и жизни..." Подробнее на livelib.ru: https://www.livelib.ru/book/1001503215-teor...ri-dzh-nejlbaff
Это сообщение отредактировал Книгочей - 19-06-2018 - 02:44
Книгочей
дата:
Книг и статей по этим вопросам много, но есть главное - это здравый смысл ! К сему : Но для него нужен фундамент знаний.
VSNN
дата:
(Книгочей @ 19-06-2018 - 02:47) Книг и статей по этим вопросам много, но есть главное - это здравый смысл ! К сему : Но для него нужен фундамент знаний. Увы. Копить фундамент знаний хорошо, когда не обременен добыванием хлеба насущего. Почти у каждого из нас есть увлечения в жизни: кто-то шьет крестом, кто-то вяжет, а кто-то просто книги читает. Кто-то копит фундамент знаний. Познавать мир, конечно, похвально, хотя с практической точки зрения: пользы - ноль. Да и в памяти все не удержишь. Я, бывает, уже через неделю забываю цифры, которые обсуждал с заказчиком...
Книгочей
дата:
(VSNN @ 19-06-2018 - 03:42) (Книгочей @ 19-06-2018 - 02:47) Книг и статей по этим вопросам много, но есть главное - это здравый смысл ! К сему : Но для него нужен фундамент знаний.Увы. Копить фундамент знаний хорошо, когда не обременен добыванием хлеба насущего. Почти у каждого из нас есть увлечения в жизни: кто-то шьет крестом, кто-то вяжет, а кто-то просто книги читает. Кто-то копит фундамент знаний. Познавать мир, конечно, похвально, хотя с практической точки зрения: пользы - ноль. Да и в памяти все не удержишь. Я, бывает, уже через неделю забываю цифры, которые обсуждал с заказчиком... Одно другому не помеха ! Более того, люди и в решении насущных проблем и в чисто бытовых задачах, совершенствуются оттачивая своё мастерство а апспекте выживания, а главное, набираются опыта, который пригодится им в будущем. И важно об этом не забывать и всегда помнить...
Книгочей
дата:
(Книгочей @ 17-06-2018 - 11:40) Эпиграф : "Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок !" - з «Сказки о золотом петушке» (1834) А. С. Пушкина ( 1799—1837 гг. ). Впрочем, это относится ко всем без исключения. А эта тема будет о том, как "сказка становится былью и наоборот, а герои становятся пылью на дороге Мировой Истории... А теперь надо поговорить о Мировой Истории : какой она могла бы быть ? И лучше вариантов из сказок ничего не может быть ! К сему :
Книгочей
дата:
И лучше вариантов из сказок ничего не может быть! "..В конце концов меня занесло к абсолютникам. Я попал перед самым началом семинара. Сотрудники, позевывая и осторожно поглаживая уши, рассаживались в малом конференц-зале. На председательском месте, покойно сплетя пальцы, восседал завотделом магистр-академик всея Белыя, Черныя и Серыя магии многознатец Морис-Иоганн-Лаврентий Пупков-Задний и благосклонно взирал на суетящегося докладчика, который с двумя неумело выполненными волосатоухими дублями устанавливал на экспозиционном стенде некую машину с седлом и педалями, похожую на тренажер для страдающих ожирением. Я присел в уголке подальше от остальных, вытащил блокнот и авторучку и принял заинтересованный вид.
скрытый текст
– Э... Собственно... Собственно, я бы назвал свой доклад таким образом, что...
– А, ну вот и хорошо. Вот вы и назовите.
– Благодарю вас. Э... Назвал бы так: «Осуществимость машины времени для передвижения во временных пространствах, сконструированных искусственно».
– Очень интересно, – подал голос магистр-академик. – Однако мне помнится, что уже был случай, когда наш сотрудник...
– Простите, я как раз с этого хотел начать.
– Ах, вот как... Тогда прошу, прошу.
Сначала я слушал довольно внимательно. Я даже увлекся. Оказывается, что некоторые из этих ребят занимались прелюбопытными вещами. Оказывается, что некоторые из них и по сей день бились над проблемой передвижения по физическому времени, правда, безрезультатно. Но зато кто-то, я забыл фамилию, кто-то из старых, знаменитых, доказал, что можно производить переброску материальных тел в идеальные миры, то есть в миры, созданные человеческим воображением. Оказывается, кроме нашего привычного мира с метрикой Римана, принципом неопределенности, физическим вакуумом и пьяницей Брутом, существуют и другие миры, обладающие ярко выраженной реальностью. Это миры, созданные творческим воображением за всю историю человечества. Например, существуют: мир космологических представлений человечества; мир, созданный живописцами, и даже полуабстрактный мир, нечувствительно сконструированный поколениями композиторов.
Несколько лет назад, оказывается, ученик того самого, знаменитого, собрал машину, на которой отправился путешествовать в мир космологических представлений человечества. В течение некоторого времени с ним поддерживалась односторонняя телепатическая связь, и он успел передать, что находится на краю плоской земли, видит внизу извивающийся хобот одного из трех слонов-атлантов и собирается спуститься вниз, к черепахе. Больше сведений от него не поступало.
Докладчик, Луи Иванович Седловой, неплохой, по-видимому, ученый, магистр, сильно страдающий, однако, от пережитков палеолита в сознании и потому вынужденный регулярно брить уши, сконструировал машину для путешествий по описываемому времени. По его словам, реально существует мир, в котором живут и действуют Анна Каренина, Дон-Кихот, Шерлок Холмс, Григорий Мелехов и даже капитан Немо. Этот мир обладает своими весьма любопытными свойствами и закономерностями, и люди, населяющие его, тем более ярки, реальны и индивидуальны, чем более талантливо, страстно и правдиво описали их авторы соответствующих произведений.
Все это меня очень заинтересовало, потому что Седловой, увлекшись, говорил живо и образно. Но потом он спохватился, что получается как-то ненаучно, понавешал на сцене схемы и графики и стал нудно, чрезвычайно специализированным языком излагать про конические декрементные шестерни, полиходовые темпоральные передачи и про какой-то проницающий руль. ... – Интересно, интересно, – сказал проснувшийся магистр-академик. – Нуте-ка? Сами отправитесь?
– Видите ли, – сказал Седловой, – я хотел бы остаться здесь, чтобы давать пояснения по ходу путешествия. Может быть, кто-нибудь из присутствующих?.. – Разрешите мне, – сказал я.
– Пожалуйста, пожалуйста, конечно! – забормотал Седловой, хватая меня за палец и подтаскивая к машине.
– Одну минуточку, – сказал я, деликатно вырываясь. – Это надолго?
– Да как вам будет угодно! – вскричал Седловой. – Как вы мне скажете, так я и сделаю... Да вы же сами будете управлять! Тут все очень просто. – Он снова схватил меня и снова потащил к машине. – Вот это руль. Вот это педаль сцепления с реальностью. Это тормоз. А это газ. Вы автомобиль водите? Ну и прекрасно! Вот клавиша... Вы куда хотите – в будущее или в прошлое?
– В будущее, – сказал я.
– А, – произнес он, как мне показалось, разочарованно. – В описываемое будущее... Это, значит, всякие там фантастические романы и утопии. Конечно, тоже интересно. Только учтите, это будущее, наверное, дискретно, там, должно быть, огромные провалы времени, никакими авторами не заполненные. Впрочем, все равно... Так вот, эту клавишу вы нажмете два раза. Один раз сейчас, при старте, а второй раз – когда захотите вернуться. Понимаете?
– Понимаю, – сказал я. – А если в ней что-нибудь сломается?
– Абсолютно безопасно! – Он замахал руками. – Как только в ней что-нибудь испортится, хоть одна пылинка попадет между контактами, вы мгновенно вернетесь сюда.
– Дерзайте, молодой человек, – сказал магистр-академик. – Расскажете нам, что же там, в будущем, ха-ха-ха...
Я взгромоздился в седло, стараясь ни на кого не глядеть и чувствуя себя очень глупо.
Я надавил на клавишу. Это было, очевидно, что-то вроде стартера. Машина дернулась, захрюкала и стала равномерно дрожать..." ( продолжение следует )
К сему : машина для путешествий в Вероятностное Будущее.
Это сообщение отредактировал Книгочей - 09-06-2022 - 20:22
Книгочей
дата:
( продолжение преследует ) : "..Я дал газу, одновременно плавно выжимая сцепление. Мир стал меркнуть. Последнее, что я услышал в зале, был благодушный вопрос магистра-академика: «И каким же образом мы будем за ним наблюдать?..» И зал исчез.
скрытый текст
Единственное различие между временем и любым из трех пространственных измерений заключается в том, что наше сознание движется вдоль него.
Г. Дж. Уэллс
Сначала машина двигалась скачками, и я был озабочен тем, чтобы удержаться в седле, обвившись ногами вокруг рамы и изо всех сил цепляясь за рулевую дугу. Краем глаза я смутно видел вокруг какие-то роскошные призрачные строения, мутно-зеленые равнины и холодное, негреющее светило в сером тумане неподалеку от зенита. Потом я сообразил, что тряска и скачки происходят от того, что я убрал ногу с акселератора, мощности двигателя (совсем как это бывает на автомобиле) не хватает, и машина, двигаясь неравномерно, то и дело натыкается на развалины античных и средневековых утопий. Я подбавил газу, движение сразу стало плавным, и я смог наконец устроиться поудобнее и оглядеться.
Меня окружал призрачный мир. Огромные постройки из разноцветного мрамора, украшенные колоннадами, возвышались среди маленьких домиков сельского вида. Вокруг в полном безветрии колыхались хлеба. Тучные прозрачные стада паслись на травке, на пригорках сидели благообразные седые пастухи. Все, как один, они читали книги и старинные рукописи. Потом рядом со мной возникли два прозрачных человека, встали в позы и начали говорить. Оба они были босы, увенчаны венками и закутаны в складчатые хитоны. Один держал в правой руке лопату, а в левой сжимал свиток пергамента. Другой опирался на киркомотыгу и рассеянно играл огромной медной чернильницей, подвешенной к поясу. Говорили они строго по очереди и, как мне сначала показалось, друг с другом. Но очень скоро я понял, что обращаются они ко мне, хотя ни один из них даже не взглянул в мою сторону. Я прислушался. Тот, что был с лопатой, длинно и монотонно излагал основы политического устройства прекрасной страны, гражданином коей он являлся. Устройство было необычайно демократичным, ни о каком принуждении граждан не могло быть и речи (он несколько раз с особым ударением это подчеркнул), все были богаты и свободны от забот, и даже самый последний землепашец имел не менее трех рабов. Когда он останавливался, чтобы передохнуть и облизать губы, вступал тот, что с чернильницей. Он хвастался, будто только что отработал свои три часа перевозчиком на реке, не взял ни с кого ни копейки, потому что не знает, что такое деньги, а сейчас отправляется под сень струй предаться стихосложению.
Говорили они долго – судя по спидометру, в течение нескольких лет, – а потом вдруг сразу исчезли, и стало пусто. Сквозь призрачные здания просвечивало неподвижное солнце. Неожиданно невысоко над землей медленно проплыли тяжелые летательные аппараты с перепончатыми, как у птеродактилей, крыльями. В первый момент мне показалось, что все они горят, но затем я заметил, что дым у них идет из больших конических труб. Грузно размахивая крыльями, они летели надо мной, посыпалась зола, и кто-то уронил на меня сверху суковатое полено.
В роскошных зданиях вокруг меня начали происходить какие-то изменения. Колонн у них не убавилось, и архитектура осталась по-прежнему роскошной и нелепой, но появились новые расцветки, и мрамор, по-моему, сменился каким-то более современным материалом, а вместо слепых статуй и бюстов на крышах возникли поблескивающие устройства, похожие на антенны радиотелескопов. Людей на улицах стало больше, появилось огромное количество машин. Исчезли стада с читающими пастухами, однако хлеба все колыхались. Я нажал на тормоз и остановился.
Оглядевшись, я понял, что стою с машиной на ленте движущегося тротуара. Народ вокруг так и кишел – самый разнообразный народ. В большинстве своем, правда, эти люди были какие-то нереальные; гораздо менее реальные, чем могучие, сложные, почти бесшумные механизмы. Так что, когда такой механизм случайно наезжал на человека, столкновения не происходило. Машины меня мало заинтересовали, наверное, потому, что на лобовой броне каждой сидел вдохновенный до полупрозрачности изобретатель, пространно объяснявший устройство и назначение своего детища. Изобретателей никто не слушал, да они, кажется, ни к кому в особенности и не обращались.
На людей смотреть было интереснее. Я увидел здоровенных ребят в комбинезонах, ходивших в обнимку, чертыхавшихся и оравших немелодичные песни на плохие стихи. То и дело попадались какие-то люди, одетые только частично: скажем, в зеленой шляпе и красном пиджаке на голое тело (больше ничего); или в желтых ботинках и цветастом галстуке (ни штанов, ни рубашки, ни даже белья); или в изящных туфельках на босу ногу. Окружающие относились к ним спокойно, а я смущался до тех пор, пока не вспомнил, что некоторые авторы имеют обыкновение писать что-нибудь вроде «дверь отворилась, и на пороге появился стройный мускулистый человек в мохнатой кепке и темных очках». Попадались и люди нормально одетые, правда, в костюмах странного покроя, и то тут, то там проталкивался через толпу загорелый бородатый мужчина в незапятнанно-белой хламиде с кетменем или каким-нибудь хомутом в одной руке и с мольбертом или пеналом в другой. У носителей хламид вид был растерянный, они шарахались от многоногих механизмов и затравленно озирались.
Если не считать бормотания изобретателей, было довольно тихо. Большинство людей помалкивало. На углу двое юношей возились с каким-то механическим устройством. Один убежденно говорил: «Конструкторская мысль не может стоять на месте. Это закон развития общества. Мы изобретем его. Обязательно изобретем. Вопреки бюрократам вроде Чинушина и консерваторам вроде Твердолобова». Другой юноша нес свое: «Я нашел, как применить здесь нестирающиеся шины из полиструктурного волокна с вырожденными аминными связями и неполными кислородными группами. Но я не знаю пока, как использовать регенерирующий реактор на субтепловых нейтронах. Миша, Мишок! Как быть с реактором?» Присмотревшись к устройству, я без труда узнал велосипед. Тротуар вынес меня на огромную площадь, забитую людьми и уставленную космическими кораблями самых разнообразных конструкций. Я сошел с тротуара и стащил машину. Сначала я не понимал, что происходит. Играла музыка, произносились речи, тут и там, возвышаясь над толпой, кудрявые румяные юноши, с трудом управляясь с непокорными прядями волос, непрерывно падающими на лоб, проникновенно читали стихи. Стихи были либо знакомые, либо скверные, но из глаз многочисленных слушателей обильно капали скупые мужские, горькие женские и светлые детские слезы. Суровые мужчины крепко обнимали друг друга и, шевеля желваками на скулах, хлопали друг друга по спинам. Поскольку многие были не одеты, хлопание это напоминало аплодисменты. Два подтянутых лейтенанта с усталыми, но добрыми глазами протащили мимо меня лощеного мужчину, завернув ему руки за спину. Мужчина извивался и кричал что-то на ломаном английском. Кажется, он всех выдавал и рассказывал, как и за чьи деньги подкладывал мину в двигатель звездолета. Несколько мальчишек с томиками Шекспира, воровато озираясь, подкрадывались к дюзам ближайшего астроплана. Толпа их не замечала.
Скоро я понял, что одна половина толпы расставалась с другой половиной. Это было что-то вроде тотальной мобилизации. Из речей и разговоров мне стало ясно, что мужчины отправлялись в космос – кто на Венеру, кто на Марс, а некоторые, с совсем уже отрешенными лицами, собирались к другим звездам и даже в центр Галактики. Женщины оставались их ждать. Многие занимали очередь в огромное уродливое здание, которое одни называли Пантеоном, а другие Рефрижератором. Я подумал, что поспел вовремя. Опоздай я на час, и в городе остались бы только замороженные на тысячи лет женщины. Потом мое внимание привлекла высокая серая стена, отгораживающая площадь с запада. Из-за стены поднимались клубы черного дыма.
– Что это там? – спросил я красивую женщину в косынке, понуро бредущую к пантеону-рефрижератору.
– Железная Стена, – ответила она, не останавливаясь.
С каждой минутой мне становилось все скучнее и скучнее. Все вокруг плакали, ораторы уже охрипли. Рядом со мной юноша в голубом комбинезоне прощался с девушкой в розовом платье. Девушка монотонно говорила: «Я хотела бы стать астральной пылью, я бы космическим облаком обняла твой корабль...» Юноша внимал. Потом над толпой грянули сводные оркестры, нервы мои не выдержали, я прыгнул в седло и дал газ. Я еще успел заметить, как над городом с ревом взлетели звездолеты, планетолеты, астропланы, ионолеты, фотонолеты и астроматы, а затем все, кроме серой стены, заволоклось фосфоресцирующим туманом.
После двухтысячного года начались провалы во времени. Я летел через время, лишенное материи. В таких местах было темно, и только изредка за серой стеной вспыхивали взрывы и разгорались зарева. Время от времени город вновь обступал меня, и с каждым разом здания его становились выше, сферические купола становились все прозрачнее, а звездолетов на площади становилось все меньше. Из-за стены непрерывно поднимался дым.
Я остановился вторично, когда с площади исчез последний астромат. Тротуары двигались. Шумных парней в комбинезонах не было. Никто не чертыхался. По улицам по двое и по трое скромно прогуливались какие-то бесцветные личности, одетые либо странно, либо скудно. Насколько я понял, все говорили о науке. Кого-то собирались оживлять, и профессор медицины, атлетически сложенный интеллигент, очень непривычно выглядевший в своей одинокой жилетке, растолковывал процедуру оживления верзиле биофизику, которого представлял всем встречным как автора, инициатора и главного исполнителя этой затеи. Где-то собирались провертеть дыру сквозь землю. Проект обсуждался прямо на улице при большом скоплении народа, чертежи рисовали мелком на стенах и на тротуаре. Я стал было слушать, но это оказалась такая скучища, да еще пересыпанная выпадами в адрес незнакомого мне консерватора, что я взвалил машину на плечи и пошел прочь. Меня не удивило, что обсуждение проекта сейчас же прекратилось и все занялись делом. Но зато, едва я остановился, начал разглагольствовать какой-то гражданин неопределенной профессии. Ни к селу ни к городу он повел речь о музыке. Сразу понабежали слушатели. Они смотрели ему в рот и задавали вопросы, свидетельствующие о дремучем невежестве. Вдруг по улице с криком побежал человек. За ним гнался паукообразный механизм. Судя по крикам преследуемого, это был самопрограммирующийся кибернетический робот на тригенных куаторах с обратной связью, которые разладились и... «Ой-ой, он меня сейчас расчленит!..» Странно, никто даже бровью не повел. Видимо, никто не верил в бунт машин.
Из переулка выскочили еще две паукообразные металлические машины, ростом поменьше и не такие свирепые на вид. Не успел я ахнуть, как одна из них быстро почистила мне ботинки, а другая выстирала и выгладила носовой платок. Подъехала большая белая цистерна на гусеницах и, мигая многочисленными лампочками, опрыскала меня духами. Я совсем было собрался уезжать, но тут раздался громовой треск и с неба на площадь свалилась громадная ржавая ракета. В толпе сразу заговорили:
– Это «Звезда Мечты»!
– Да, это она!
– Ну конечно, это она! Это она стартовала двести восемнадцать лет тому назад, о ней уже все забыли, но благодаря эйнштейновскому сокращению времени, происходящему от движения на субсветовых скоростях, экипаж постарел всего на два года!
– Благодаря чему? Ах, Эйнштейн... Да-да, помню.
Из ржавой ракеты с трудом выбрался одноглазый человек без левой руки и правой ноги.
– Это Земля? – раздраженно спросил он.
– Земля! Земля! – откликнулись в толпе. На лицах начали расцветать улыбки.
– Слава богу, – сказал человек, и все переглянулись. То ли не поняли его, то ли сделали вид, что не понимают.
Увечный астролетчик стал в позу и разразился речью, в которой призывал все человечество поголовно лететь на планету Хош-ни-хош системы звезды Эоэллы в Малом Магеллановом Облаке освобождать братьев по разуму, стенающих (он так и сказал: стенающих) под властью свирепого кибернетического диктатора. Рев дюз заглушил его слова. На площадь спускались еще две ракеты, тоже ржавые. Из Пантеона-Рефрижератора побежали заиндевевшие женщины. Началась давка. Я понял, что попал в эпоху возвращений, и торопливо нажал на педаль.
Город исчез и долго не появлялся. Осталась стена, за которой с удручающим однообразием полыхали пожары и вспыхивали зарницы. Странное это было зрелище: совершенная пустота и только стена на западе. Но вот наконец загорелся яркий свет, и я сейчас же остановился..." (продолжение следует)
К сему : 1. "USSR-2061: Каменный пояс".
2. "USSR-2061"
3. "СССР-2061 - Время, вперёд !"
Это сообщение отредактировал Книгочей - 15-02-2022 - 03:54
Книгочей
дата:
Ремарка : "Каким был бы СССР в 2061 году. Будущее, до которого хочется дожить!"
Это сообщение отредактировал Книгочей - 15-02-2022 - 03:55