(Книгочей @ 01-06-2018 - 12:45) а) Есть одна книга о гипотетической войне. Это НФ роман "Война миров" Герберта Уэллса. В этом романе речь идёт о войне между людьми и агрессорами марсианами : "..Около трех часов со стороны Чертси или Аддлстона послышался гул – начался обстрел соснового леса, куда упал второй цилиндр, с целью разрушить его прежде, чем он раскроется. Но полевое орудие для обстрела первого цилиндра марсиан прибыло в Чобхем только к пяти часам. В шестом часу, когда мы с женой сидели за чаем, оживленно беседуя о завязавшемся сражении, послышался глухой взрыв со стороны пустоши, и вслед за тем блеснул огонь. Через несколько секунд раздался грохот так близко от нас, что даже земля задрожала. Я выбежал в сад и, увидел, что вершины деревьев вокруг Восточного колледжа охвачены дымным красным пламенем, а колокольня стоявшей рядом небольшой церковки взваливается. Башенка в стиле минарета исчезла, и крыша колледжа выглядела так, словно ее обстреляли из стотонного орудия. Труба на нашем доме треснула, как будто в нее попал снаряд. Рассыпаясь, обломки ее прокатились по черепице, и мгновенно появилась груда красных черепков на клумбе, под окном моего кабинета. Мы с женой стояли ошеломленные и перепуганные. Потом я сообразил, что поскольку колледж разрушен, то вершина Мэйбэри-Хилла оказалась в радиусе действия теплового луча марсиан. .."(с).
Это сообщение отредактировал Книгочей - 01-06-2018 - 12:52
Книгочей
дата:
"..Но что я увидел! Как мне это описать ?
скрытый текст
Громадный, выше домов, треножник, шагавший по молодой сосновой поросли и ломавший на своем пути сосны; машину из блестящего металла, топтавшую вереск; стальные, спускавшиеся с нее тросы; производимый ею грохот, сливавшийся с раскатами грома. Блеснула молния, и треножник четко выступил из мрака; он стоял на одной ноге, две другие повисли в воздухе. Он исчезал и опять появлялся при новой вспышке молнии уже на сотню ярдов ближе. Можете вы себе представить складной стул, который, покачиваясь, переступает по земле? Таково было это видение при мимолетных вспышках молнии. Но вместо стула представьте себе громадную машину, установленную на треножнике. Внезапно сосны впереди расступились, как расступается хрупкий тростник, когда через него прокладывает путь человек. Они ломались и падали, и через секунду показался другой громадный треножник, шагавший, казалось, прямо на меня. Вблизи треножник показался мне еще более странным; очевидно, это была управляемая машина. Машина с металлическим звонким ходом, с длинными гибкими блестящими щупальцами (одно из них ухватилось за молодую сосну), которые свешивались вниз и гремели, ударяясь о корпус. Треножник, видимо, выбирал дорогу, и медная крышка вверху поворачивалась в разные стороны, напоминая голову. К остову машины сзади было прикреплено гигантское плетение из какого-то белого металла, похожее на огромную рыбачью корзину; из суставов чудовища вырывались клубы зеленого дыма. Через несколько мгновений оно уже скрылось.
Вот что увидел я очень смутно при свете молнии, среди ослепительных вспышек и черного мрака. Проходя мимо, треножник издал торжествующий ров, заглушивший раскаты грома: «Элу… элу…» – и через минуту присоединился к другому треножнику за полмили дальше, наклонившемуся над чем-то в поле. Я не сомневаюсь, что там лежал третий из десяти цилиндров, которые были пущены к нам с Марса..."(с).
Это сообщение отредактировал Книгочей - 01-06-2018 - 13:17
Книгочей
дата:
"..Из окна были видны деревья и железнодорожная станция около Хорселлской пустоши. В суматохе отъезда мы забыли закрыть это окно. В коридоре было темно, и комната тоже казалась темной по контрасту с пейзажем в рамке окна. Я остановился в дверях, как вкопанный.
скрытый текст
Гроза прошла. Башни Восточного колледжа и сосны вокруг него исчезли; далеко вдали в красном свете виднелась пустошь и песчаный карьер. На фоне зарева метались гигантские причудливые черные тени.
Казалось, вся окрестность была охвачена огнем: по широкому склону холма пробегали языки пламени, колеблясь и извиваясь в порывах затихающей бури, и отбрасывали красный отсвет на стремительные облака. Иногда дым близкого пожарища заволакивал окно и скрывал тени марсиан. Я не мог рассмотреть, что они делали; их очертания вырисовывались неясно, они возились над темной грудой, которую я не мог разглядеть. Я не видел и ближайшего пожара, хотя отблеск его играл на стенах и на потолке кабинета. Чувствовался сильный запах горящей смолы. Я тихо притворил дверь и подкрался к окну. Передо мной открылся более широкий вид – от домов вокруг станции Уокинг до обугленных, почерневших сосновых лесов Байфлита. Вблизи арки на линии железной дороги, у подножия холма, что-то ярко горело; многие дома вдоль дороги к Мэйбэри и на улицах вблизи станции тлели в грудах развалин. Сперва я не мог разобрать, что горело на линии железной дороги; огонь перебегал по какой-то черной груде, направо виднелись желтые продолговатые предметы. Потом я разглядел, что это был потерпевший крушение поезд; передние вагоны были разбиты и горели, а задние еще стояли на рельсах. Между этими тремя очагами света – домами, поездом и охваченными пламенем окрестностями Чобхема – тянулись черные полосы земли, кое-где пересеченные полосками тлеющей и дымящейся почвы. Это странное зрелище – черное пространство, усеянное огнями, – напомнило мне гончарные заводы ночью. Сначала я не заметил людей, хотя и смотрел очень внимательно. Потом я увидел у станции Уокинг, на линии железной дороги, несколько мечущихся темных фигурок.Там, где раньше бушевало пламя, теперь чернели клубы дыма. Разрушенные и развороченные; дома, поваленные, обугленные деревья – вся эта страшная, зловещая картина, скрытая до сих пор ночным мраком, теперь, в предрассветных сумерках, отчетливо предстала перед нами. Кое-что чудом уцелело среди всеобщего разрушения: белый железнодорожный семафор, часть оранжереи, зеленеющей среди развалин.
Никогда еще в истории войн не было такого беспощадного всеобщего разрушения. Поблескивая в утреннем свете, три металлических гиганта стояли около ямы, и их колпаки поворачивались, как будто они любовались произведенным ими опустошением..."(с).
Это сообщение отредактировал Книгочей - 01-06-2018 - 13:15
Книгочей
дата:
"..Он был ездовым в артиллерии и принял участие в бою только около семи часов вечера. В это время стрельба на пустоши была в полном разгаре; говорили, что первая партия марсиан медленно ползет ко второму цилиндру под прикрытием металлической брони. Потом эта металлическая броня превратилась в треножник, очевидно, в ту первую военную машину, которую я увидел. Орудие, при котором находился мой гость, было установлено близ Хорселла для обстрела песчаного карьера, и это ускорило события. Когда ездовые с лафетом отъезжали в сторону, его лошадь оступилась и упала, сбросив его в рытвину. В ту же минуту пушка взлетела на воздух вместе со снарядами; все было охвачено огнем, и он очутился погребенным под грудой обгорелых трупов людей и лошадей..."(с).
Это сообщение отредактировал Книгочей - 01-06-2018 - 13:05
Книгочей
дата:
«Вчера, около семи часов пополудни, марсиане вышли из цилиндра и, двигаясь под защитой брони из металлических щитов, до основания разрушили станцию Уокинг и окрестные дома и уничтожили целый батальон Кардиганского полка. Подробности неизвестны. Пулеметы „максим“ оказались бессильными против их брони; полевые орудия были выведены из строя. В Чертси направлены разъезды гусар. Марсиане, по-видимому, медленно продвигаются к Чертси или Виндзору. В Западном Сэррее царит тревога. Возводятся земляные укрепления, чтобы преградить доступ к Лондону» :
скрытый текст
..Он узнал, что это не просто кучка маленьких неповоротливых созданий, а разумные существа, управляющие гигантскими механизмами, что они могут быстро передвигаться и уничтожать все на своем пути и что против них бессильны самые дальнобойные пушки.
Их описывали, как «громадные паукообразные машины, почти в сто футов вышиной, способные передвигаться со скоростью экспресса и выбрасывать интенсивный тепловой луч». Замаскированные батареи, главным образом из полевых орудий, были установлены около Хорселлской пустоши и Уокинга по дороге к Лондону. Были замечены пять боевых машин, которые двигались к Темзе; одна из них благодаря счастливой случайности была уничтожена. Обычно снаряды не достигали цели и батареи мгновенно сметались тепловым лучом. Упоминалось также о тяжелых потерях, понесенных войсками; однако сообщения были составлены в оптимистическом тоне.
Марсиане-де все же отбиты; оказалось, что они уязвимы. Они отступили к треугольнику, образованному тремя упавшими около Уокинга цилиндрами. Разведчики с гелиографами окружили их. Быстро подводятся пушки из Виндзора, Портсмута, Олдершота, Вулвича и даже о севера. Между прочим, из Вулвича доставлены дальнобойные девяностопятитонные орудия. Установлено около ста шестидесяти пушек, главным образом для защиты Лондона. Никогда еще в Англии с такой быстротой и в таких масштабах не производилась концентрация военных сил.
Надо надеяться, что все последующие цилиндры будут впредь уничтожаться особой сверхмощной шрапнелью, которая уже изготовлена и рассылается. оложение, говорилось в сообщении, несомненно, серьезное, но население не должно поддаваться панике. Конечно, марсиане чудовищны и ужасны, но ведь их всего около двадцати против миллионов людей..."(с).
Это сообщение отредактировал Книгочей - 01-06-2018 - 13:12
Книгочей
дата:
"..Если бы марсиане добивались только разрушения, то они могли бы тогда же, в понедельник, уничтожить все население Лондона, пока оно медленно растекалось по ближайшим графствам.
скрытый текст
Не только по дороге к Барнету, но и по дорогам к Эджуэру и Уолтхем-Эбби, и на восток к Саусэнду и Шубэринесу, и к югу от Темзы, к Дилю и Бродстэрсу стремилась такая же обезумевшая толпа. Если бы в это июньское утро кто-нибудь, поднявшись на воздушном шаре в ослепительную синеву, взглянул на Лондон сверху, то ему показалось бы, что все северные и восточные дороги, расходящиеся от гигантского клубка улиц, испещрены черными точками, каждая точка – это человек, охваченный смертельным страхом и отчаянием. В конце предыдущей главы я передал рассказ моего брата о дороге через Чиппинг-Барнет, чтобы показать читателям, как воспринимал вблизи этот рой черных точек один из беженцев. Ни разу еще за всю историю не двигалось и не страдало вместе такое множество людей. Легендарные полчища готов и гуннов, огромные орды азиатов показались бы только каплей в этом потоке. Это было стихийное массовое движение, паническое, стадное бегство, всеобщее и ужасающее, без всякого порядка, без определенной цели; шесть миллионов людей, безоружных, без запасов еды, стремились куда-то очертя голову. Это было началом падения цивилизации, гибели человечества.
Прямо под собой воздухоплаватель увидел бы сеть длинных широких улиц, дома, церкви, площади, перекрестки, сады, уже безлюдные, распростертые, точно огромная карта, запачканная в той части, где обозначены южные районы города. Над Илингом, Ричмондом, Уимблдоном словно какое-то чудовищное перо накапало чернильные кляксы. Безостановочно, неудержимо каждая клякса ширилась и растекалась, разветвляясь во все стороны и быстро переливаясь через возвышенности в какую-нибудь открывшуюся ложбину, – так расплывается чернильное пятно на промокательной бумаге.
Дальше, за голубыми холмами, поднимавшимися на юг от реки, расхаживали марсиане в своей сверкающей броне, спокойно и методически выпуская в тот или иной район ядовитые облака газа; затем они рассеивали газ струями пара и не спеша занимали завоеванную территорию. Они, очевидно, не стремились все уничтожить, хотели только вызвать полную деморализацию и таким образом сломить всякое сопротивление. Они взрывали пороховые склады, перерезали телеграфные провода и портили в разных местах железнодорожное полотно.
Они как бы подрезали человечеству подколенную жилу. По-видимому, они не торопились расширить зону своих действий и в этот день не пошли дальше центра Лондона. Возможно, что значительное количество лондонских жителей оставалось еще в своих домах в понедельник утром. Достоверно известно, что многие из них были задушены черным газом..."(с).
Книгочей
дата:
"..За Тиллингхемом они внезапно увидели море и огромное скопление всевозможных судов на рейде.
скрытый текст
Боясь подниматься вверх по Темзе, моряки направились к берегам Эссекса – к Гарвичу, Уолтону и Клэктону, а потом к Фаулнессу и Шубэри, где забирали на борт пассажиров. Суда стояли в большом серповидном заливе, берега которого терялись в тумане у Нэйза. У самого берега стояли небольшие рыбачьи шхуны: английские, шотландские, французские, голландские и шведские; паровые катера с Темзы, яхты, моторные лодки; дальше виднелись более крупные суда – угольщики, грузовые пароходы, пассажирские, нефтеналивные океанские пароходы, старый белый транспорт, красивые, серые с белым, пароходы, курсирующие между Саутгемптоном и Гамбургом. Вдоль всего берега до Блэкуотера толпились лодки – лодочники торговались с пассажирами, стоявшими на взморье; и так почти до самого Молдона.
Мили за две от берега стояло одетое в броню судно, почти совсем погруженное в воду, как показалось брату. Это был миноносец «Сын грома». Других военных судов поблизости не было, но вдалеке, вправо, над спокойной поверхностью моря – в этот день был мертвый штиль – змеился черный дымок; это броненосцы ламаншской эскадры, вытянувшись в длинную линию против устья Темзы, стояли под парами, готовые к бою, и зорко наблюдали за победоносным шествием марсиан, бессильные, однако, ему помешать. Брату посчастливилось привлечь внимание нескольких матросов на колесном пароходе с Темзы. Они выслали лодку и сторговались на тридцати шести фунтах за троих. Пароход шел, по их словам, в Остенде. Было уже около двух часов, когда брат и его спутницы, заплатив у сходней за свои места, взошли наконец на пароход. На юге началась канонада. Как бы в ответ на нее с миноносца раздался выстрел из небольшой пушки и взвились сигнальные флажки. Клубы дыма вырывались из его труб. Далеко на юго-востоке в море показались мачты трех броненосцев, окутанных черным дымом. Пароходик заработал колесами и двинулся к востоку от длинной изогнутой линии судов. Низкий берег Эссекса уже оделся голубоватой дымкой, когда появился марсианин. Маленький, чуть заметный на таком расстоянии, он приближался по илистому берегу со стороны Фаулнесса. Перепуганный капитан стал злобно браниться во весь голос, ругая себя за задержку, и лопасти колес, казалось, заразились его страхом. Все пассажиры стояли у поручней и смотрели на марсианина, который возвышался над деревьями и колокольнями на берегу и двигался так, словно пародировал человеческую походку.
Это был первый марсианин, увиденный братом; брат скорее с удивлением, чем со страхом, смотрел на этого титана, осторожно приближавшегося к линии судов и шагавшего по воде все дальше и дальше от берега. Потом – далеко за Краучем – показался другой марсианин, шагавший по перелеску; а за ним – еще дальше – третий, точно идущий вброд через поблескивающую илистую отмель, которая, казалось, висела между небом и морем. Все они шли прямо в море, как будто намереваясь помешать отплытию судов, собравшихся между Фаулнессом и Нейзом. Несмотря на усиленное пыхтение машины и на бугры пены за колесами, пароходик очень медленно уходил от приближавшейся опасности.
Взглянув на северо-запад, брат заметил, что порядок среди судов нарушился: в панике они заворачивали, шли наперерез друг другу; пароходы давали свистки и выпускали клубы пара, паруса поспешно распускались, катера сновали туда и сюда. Увлеченный этим зрелищем, брат не смотрел по сторонам. Неожиданный поворот, сделанный, чтобы избежать столкновения, сбросил брата со скамейки, на которой он стоял. Кругом затопали, закричали «ура», на которое откуда-то слабо ответили. Тут судно накренилось, и брата отбросило в сторону.
Он вскочил и увидал за бортом, всего в каких-нибудь ста ярдах от накренившегося и нырявшего пароходика, мощное стальное тело, точно лемех плуга, разрезавшее воду на две огромные пенистые волны; пароходик беспомощно махал лопастями колес по воздуху и накренялся почти до ватерлинии.
Целый душ пены ослепил на мгновение брата. Протерев глаза, он увидел, что огромное судно пронеслось мимо и идет к берегу. Надводная часть длинного стального корпуса высоко поднималась над водой, а из двух труб вырывались искры и клубы дыма. Это был миноносец «Сын грома», спешивший на выручку находившимся в опасности судам.
Ухватившись за поручни на раскачивавшейся палубе, брат отвел взгляд от промчавшегося левиафана и взглянул на марсиан. Все трое теперь сошлись и стояли так далеко в море, что их треножники были почти скрыты водой. Погруженные в воду, на таком далеком расстоянии они не казались уже чудовищными по сравнению со стальным гигантом, в кильватере которого беспомощно качался пароходик. Марсиане как будто с удивлением рассматривали нового противника. Быть может, этот гигант показался им похожим на них самих. «Сын грома» шел полным ходом без выстрелов. Вероятно, благодаря этому ему и удалось подойти так близко к врагу. Марсиане не знали, как поступить с ним. Один снаряд, и они тотчас же пустили бы его ко дну тепловым лучом. «Сын грома» шел таким ходом, что через минуту уже покрыл половину расстояния между пароходиком и марсианами. Вдруг передний марсианин опустил свою трубу и метнул в миноносец тучи черного газа. Точно струя чернил залила левый борт миноносца, черное облако дыма заклубилось по морю, но миноносец проскочил. Наблюдателям, глядящим против солнца с низко сидящего в воде пароходика, казалось, что миноносец находится уже среди марсиан.
Потом гигантские фигуры марсиан разделились и стали отступать к берегу, все выше и выше вырастая над водой. Один из них поднял генератор теплового луча, направляя его под углом вниз; облако пара поднялось с поверхности воды от прикосновения теплового луча. Он прошел сквозь стальную броню миноносца, как раскаленный железный прут сквозь лист бумаги.
Вдруг среди облака пара блеснула вспышка, марсианин дрогнул и пошатнулся. Через секунду второй залп сбил его, и смерч из воды и пара взлетел высоко в воздух. Орудия «Сына грома» гремели дружными залпами. Один снаряд, взметнув водяной столб, упал возле пароходика, отлетел рикошетом к другим судам, уходившим к северу, и раздробил в щепы рыбачью шхуну. Но никто не обратил на это внимания. Увидев, что марсианин упал, капитан на мостике громко крикнул, и столпившиеся на корме пассажиры подхватили его крик. Вдруг все снова закричали: из белого хаоса пара, вздымая волны, неслось что-то длинное, черное, объятое пламенем, с вентиляторами и трубами, извергающими огонь.
Миноносец все еще боролся; руль, по-видимому, был не поврежден, и машины работали. Он шел прямо на второго марсианина и находился в ста ярдах от него, когда тот направил на «Сына грома» тепловой луч. Палуба и трубы с грохотом взлетели вверх среди ослепительного пламени. Марсианин пошатнулся от взрыва, и через секунду пылающие обломки судна, все еще несшиеся вперед по инерции, ударили и подмяли его, как картонную куклу. Снова все скрылось в хаосе кипящей воды и пара.
– Два! – крикнул капитан.
Все кричали, весь пароходик от кормы до носа сотрясался от радостного крика, подхваченного сперва на одном, а потом на всех судах и лодках, шедших в море. Пар висел над водой несколько минут, скрывая берег и третьего марсианина. Пароходик продолжал работать колесами, уходя с места боя. Когда наконец пар рассеялся, его сменил черный дым, нависший такой тучей, что нельзя было разглядеть ни «Сына грома», ни третьего марсианина. Броненосцы с моря подошли совсем близко и остановились между берегом и пароходиком.
Суденышко уходило в море; броненосцы же стали приближаться к берегу, все еще скрытому причудливо свивавшимися клубами пара и черного газа. Целая флотилия спасавшихся судов уходила к северо-востоку; несколько рыбачьих шхун ныряло между броненосцами и пароходиком. Не дойдя до оседавшего облака пара и газа, эскадра повернула к северу и скрылась в черных сумерках. Берег расплывался, теряясь в облаках, сгущавшихся вокруг заходящего солнца.
Вдруг из золотистой мглы заката донеслись вибрирующие раскаты орудий и показались какие-то темные двигающиеся тени. Все бросились к борту, всматриваясь в ослепительное сияние вечерней зари, но ничего нельзя было разобрать. Туча дыма поднялась и скрыла солнце. Пароходик, пыхтя, отплывал все дальше, и находившиеся на нем люди так и не увидали, чем кончилось морское сражение.."(с).
Это сообщение отредактировал Книгочей - 01-06-2018 - 13:29
Книгочей
дата:
"..Солнце скрылось среди серых туч; небо побагровело, затем потемнело; вверху блеснула вечерняя звезда. Было уже совсем темно, когда капитан что-то крикнул и показал вдаль. Брат стал напряженно всматриваться. Что-то взлетело к небу из недр туманного мрака и косо поднялось кверху, быстро двигаясь в отблеске зари над тучами на западном небосклоне; что-то плоское, широкое, огромное, описав большую дугу и снижаясь, пропало в таинственном сумраке ночи. Над землею скользнула зловещая тень...(с). Это самое интересное : "В дальнем конце ее лежала большая, плоская, причудливых очертаний летательная машина, на которой они, очевидно, совершали пробные полеты в нашей более плотной атмосфере, когда разложение и смерть помешали им. Смерть явилась как раз вовремя..."(с). А что было бы если марсиане не умерли от земных бактерий ? То Первая Мировая Войны была бы с марсианами и последней войной в истории человечества...
Это сообщение отредактировал Книгочей - 02-06-2018 - 03:58
Книгочей
дата:
(Книгочей @ 01-06-2018 - 13:41) "..Солнце скрылось среди серых туч; небо побагровело, затем потемнело; вверху блеснула вечерняя звезда. Было уже совсем темно, когда капитан что-то крикнул и показал вдаль. Брат стал напряженно всматриваться. Что-то взлетело к небу из недр туманного мрака и косо поднялось кверху, быстро двигаясь в отблеске зари над тучами на западном небосклоне; что-то плоское, широкое, огромное, описав большую дугу и снижаясь, пропало в таинственном сумраке ночи. Над землею скользнула зловещая тень...(с). Это самое интересное : "В дальнем конце ее лежала большая, плоская, причудливых очертаний летательная машина, на которой они, очевидно, совершали пробные полеты в нашей более плотной атмосфере, когда разложение и смерть помешали им. Смерть явилась как раз вовремя..."(с). А что было бы если марсиане не умерли от земных бактерий ? То Первая Мировая Войны была бы с марсианами и последней войной в истории человечества... "Сказка Герберта Уэллса Война Миров совсем не сказка ?"
Книгочей
дата:
(Книгочей @ 01-06-2018 - 12:38) (Книгочей @ 01-06-2018 - 11:50) "Война 1906 года". - в реальной истории её не было, но в где-нибудь параллельном мире такая война могла быть. О ней написано, в частности, в дневнике : http://www.diary.ru/~technocrat/p38402573.htm?oam#more1Но, прежде, чем самим приступать к фантазиям на основе вариативной истории, надо выяснить "откуда ноги растут" : а) что этто за книга "Война 1906 года."; б) что за "Дневник, которого нет", но текст из него есть. Значит надо провести расследование тайны книги и дневника. И это будет литературно-историческое расследование... а) Есть ещё одна подходящая по теме вариативной истории книга о альтернативной войне 1906 года : "..До 20 декабря 1904 года походу 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток не было альтернативы - ни морально- этической - Россия не могла бросить на произвол судьбы защитников Порт-Артура, ни военной - объединённый русский флот становился сильнее японского. А 20 декабря, когда Порт-Артур пал, а эскадра прошла лишь половину пути, оба этих фактора разом перестали действовать - наступил момент истины. Корабли Рожественского следовало немедленно вернуть назад..."(с). Шишкин Александр Георгиевич "Дальневосточный вариант : Вторая русско-японская война 1906 г." - http://samlib.ru/s/shishkin_aleksandr_geor..._war_1906.shtml
Книгочей
дата:
(Книгочей @ 01-06-2018 - 12:45) а) Есть одна книга о гипотетической войне. Это НФ роман "Война миров" Герберта Уэллса. Эта книга не отвечает главному условию : в ней воюют инопланетяне и люди !
Это сообщение отредактировал Книгочей - 01-06-2018 - 14:18
Книгочей
дата:
(Книгочей @ 01-06-2018 - 14:00) а) Есть ещё одна подходящая по теме вариативной истории книга о альтернативной войне 1906 года : Шишкин Александр Георгиевич "Дальневосточный вариант : Вторая русско-японская война 1906 г." И эта книга не отвечает одному из важных условий : в ней воюют только ДВЕ страны, - Россия и Япония и другие страны в войну не вступают. А гипотетическая война 1906 г. должна быть мировая... К сему : надо позвать на помощь других сыщиков. Естественно, таких же мифических...
Книгочей
дата:
(Книгочей @ 01-06-2018 - 14:10) (Книгочей @ 01-06-2018 - 12:45) а) Есть одна книга о гипотетической войне. Это НФ роман "Война миров" Герберта Уэллса.Эта книга не отвечает главному условию : в ней воюют инопланетяне и люди ! (Книгочей @ 01-06-2018 - 14:00) а) Есть ещё одна подходящая по теме вариативной истории книга о альтернативной войне 1906 года : Шишкин Александр Георгиевич "Дальневосточный вариант : Вторая русско-японская война 1906 г." И эта книга не отвечает одному из важных условий : в ней воюют только ДВЕ страны, - Россия и Япония и другие страны в войну не вступают. А гипотетическая война 1906 г. должна быть мировая... Итак, остался только третий вариант...
Книгочей
дата:
Русско-японская война 1906 года.", автор Сидни Тайлер. Прочтите, коллега и проанализируйте сей исторический труд !
Книгочей
дата:
(Книгочей @ 01-06-2018 - 14:26) Русско-японская война 1906 года.", автор Сидни Тайлер. Прочтите, коллега и проанализируйте сей исторический труд !
Книгочей
дата:
(Книгочей @ 01-06-2018 - 14:27) (Книгочей @ 01-06-2018 - 14:26) Русско-японская война 1906 года.", автор Сидни Тайлер.Прочтите, коллега и проанализируйте сей исторический труд ! В нём идёт речь о русско-японской войне, а не о мировой !
Книгочей
дата:
(Книгочей @ 01-06-2018 - 14:29) (Книгочей @ 01-06-2018 - 14:27) (Книгочей @ 01-06-2018 - 14:26) Русско-японская война 1906 года.", автор Сидни Тайлер.Прочтите, коллега и проанализируйте сей исторический труд !В нём идёт речь о русско-японской войне, а не о мировой ! И многое не совпадает с данными из "Дневника, которого нет" !
Книгочей
дата:
Надо идти другим путём ! И, пожалуйста, с самого начала, коллега ! Время "терпит"...
Это сообщение отредактировал Книгочей - 01-06-2018 - 14:40
Книгочей
дата:
(Книгочей @ 01-06-2018 - 14:35) Надо идти другим путём ! И, пожалуйста, начните с самого начала, коллега ! Время "терпит"... Эпиграф : "Вечно разветвляясь, время ведет к неисчислимым вариантам будущего..." - Хорхе Луис Борхес. Одними из первых произведений,которые можно назвать утопиями,фантастикой и/или альтернативой,в реальной Истории были эпос о Гильгамеше в шумерской культуре ( когда народное собрание провозгласило эна Гильгамеша военным вождём лугалем,то другой лугаль - Киш Ага прибыл с войском на ладьях, спустившись вниз по Евфрату, но потерпел поражение в боях );произведение Гомера "Одиссея",где был корабль под названием "Арго"( упомянут в «Одиссее» XII 72) и рассказы о Синдбаде-мореходе,герое арабского средневекового фольклора. Приложения : 1.На р.Тигр и р.Ефрат - набережная шумерского города,где жил Гильгамеш,когда в Южном Междуречье появился никому не известный народ. Произошло это в VI тысячелетии до нашей эры. Никто не знал где его корни и откуда он пришел – все это является вековой загадкой. О них на данный момент известно только то, что у них был очень высокий уровень организации общественной жизни. 2. Греческий пентеконтор. К этому типу кораблей мог относиться легендарный «Арго».У греков появились пентеконторы (пятидесятивесельники). Эти корабли длиной 30 метров и водоизмещением 30 тонн имели уже не по 15—16, а по 25 весел на каждый борт. Значительно более узкий, чем у шнеки, корпус с очень острыми обводами позволял пентеконторам достигать скорости 17,5 километров в час. Это, в сочетании с увеличенной массой судна, позволяло таранам пятидесятивесельников пробивать борта небольших кораблей.
Это сообщение отредактировал Книгочей - 01-06-2018 - 14:39
Книгочей
дата:
"Известно, что наука история не имеет сослагательного наклонения. Очевидно, именно потому из нее никогда не извлекают никаких уроков. Зато как-то так повелось, что учебником жизни для людей служит литература. А тот жанр литературы, в котором история прошедших времен приобретает сослагательное наклонение, мудрые критики и литературоведы отнесли к фантастике и дали ему название «альтернативной истории».
скрытый текст
Однако, даже в тех случаях, когда изучение документов и свидетельств очевидцев способно дать нам исчерпывающую картину событий, остается еще проблема анализа этих событий. Любой же анализ неизбежно приводит исследователя к сравнению вариантов: того, который имел место в реальной истории, и того, который не состоялся, но мог бы произойти при изменении некоторых условий. Даже если исследователь не желает лезть в дебри беспочвенного фантазирования, для того чтобы понять смысл и значение каких-либо действий и решений, он вынужден примерять на изучаемые события варианты других действий и решений, тем самым поневоле конструируя альтернативную модель реальности. Кстати, конструирование таких альтернативных моделей, но обращенных не в прошлое, а в будущее, именуется футурологией и входит в число вполне солидных и уважаемых социологических дисциплин. Надо заметить, что в XIX веке жанр альтернативной военной истории пользовался достаточно серьезной репутацией даже в кругах военных теоретиков. О принципе «что было, если бы...» в отношении анализа прошедших морских кампаний вскользь поминал Алфред Тайер Мэхэн в своем «Влиянии морской силы на Французскую революцию и Империю», а адмирал Макаров даже опубликовал в февральском и мартовском выпусках «Морского сборника» за 1886 год работу под публицистическим заглавием «В защиту старых броненосцев и новых усовершенствований», где описал вымышленную морскую войну двух условных республик, расположенных на островах Тихого океана. Во всем этом не было ничего неожиданного: конец XIX века ознаменовался фейерверком технических чудес, и всем было ясно, что в первую очередь обратят на них внимание именно военные. Но уже в последние два десятилетия позапрошлого века изображение чудес техники недалекого будущего сменилось живописанием грядущих войн. С 1870-х годов в европейской литературе возникло целое направление, позднее получившее название «военно-утопического романа» или «оборонной фантастики». Как правило, действие таких книг развивалось в самом ближайшем будущем (через пять-десять лет, а иногда и раньше), а авторы описывали конфликт между своей страной и ее «потенциальным противником» — с различной долей фантазии и большим или меньшим учетом реальных возможностей сторон..."(с).
Приложение : Великолепные работы художника Вадима Войтеховича (Vadim Voitekhovitch) переносят зрителя в далекое прошлое времен XVIII-XIX столетия. В этих картинах оживают вымышленные миры с несостоявшимися изобретениями того времени, а изобилие фантастических элементов в стиле стимпанк, облает весьма притягательной силой.
Это сообщение отредактировал Книгочей - 01-06-2018 - 14:46
Книгочей
дата:
"..Так, в 1882 году на страницах русского журнала «Исторический вестник» появились два «военно-прогностических» очерка известного писателя, участника русско-турецкой войны Всеволода Крестовского — «Наша будущая война» и «По поводу одного острова (Гадания о будущем)». Первый из них весьма прозорливо предсказывал перспективы будущей войны на Востоке, а второй доказывал крайнюю необходимость организации русской военно-морской базы... на острове Цусима. Кстати, в действительности первая попытка организовать на Цусиме русскую военно-морскую базу была предпринята еще в 1861 году (так называемый «Цусимский инцидент»). Тогда эта акция не увенчалась успехом, однако после Кульджинского кризиса 1879-1881 годов в дальневосточные воды снова была послана русская эскадра, для которой требовалась постоянная незамерзающая база, — именно эти события, а также борьба «восточного» и «западного» направлений в русской внешней политике и послужили причиной для появления очерков Крестовского. Интересно, что уже три года спустя после публикации очерков на Дальнем Востоке разразился новый кризис, вызванный просьбой Кореи о русском протекторате и захватом англичанами удобного порта Гамильтон на расположенном совсем недалеко от Цусимы корейском острове Комунь-до..."(с). Приложение : Стимпанк ( паропанк ) в картинах Вадима Войтеховича (Vadim Voitekhovitch).
Книгочей
дата:
А, вот кстати и картина, которая показывает, что если марсиане из романа Герберта Уэллса напали бы во второй раз на Землю, то их транпортные междупланетные цилиндры были разбомлены военно-воздухоплательными войсками.
Книгочей
дата:
"..Противостояние России и Англии продолжало обостряться, и уже в 1886 году на страницах вполне серьезного и не склонного к беспочвенному фантазированию журнала «Русское судоходство» появились первые главы романа «Крейсер "Русская надежда"», посвященного грядущему морскому столкновению России и Британии. Автор, укрывшийся под инициалами «А. К.», представил читателю впечатляющую картину будущей войны — политические интриги, морские баталии, современная боевая техника и новые тактические приемы боя. Уже в следующем году книга была опубликована в Санкт-Петербурге отдельным изданием под собственным именем автора. Им оказался Александр Конкевич — участник русско-турецкой войны, морской офицер, военный публицист и писатель, автор ряда беллетристических произведений, подписанных псевдонимом «А. Беломор». Характерно, что свою первую «фантастическую» книгу Конкевич предпочел подписать настоящим именем — очевидно, считая ее более важной, нежели написанные им художественные произведения..."(с). Приложение : Вымышленный мир. Стимпанк в картинах Вадима Войтеховича (Vadim Voitekhovitch).
Книгочей
дата:
"..1889 году появился новый «футурологический» роман Конкевича «Роковая война 18?? года», на этот раз подписанный «А. Беломором». Он изображал грядущую морскую войну России против коалиции Италии, Турции и Австро-Венгрии. В процессе боевых действий русский флот наконец-то захватывает черноморские проливы, а итальянская эскадра в отместку высаживает морской десант... в районе Владивостока. Год спустя под псевдонимом «Максимилиан Гревизерский» Конкевич опубликовал в «Русском судоходстве» свой третий роман о будущей войне — «Черноморский флот в ???? году», точно так же живописующий победы русского морского оружия над очередным супостатом. Здесь следует особо уточнить, что военные, и в особенности военно-морские игры в те времена были исключительно популярным явлением. Они часто проводились генеральными штабами в военных штабах, использовались как элемент обучения в военных училищах. Так, в самом начале 1904 года в Санкт-Петербурге в типографии Морского министерства был напечатан отчет по военной игре «Война России с Японией в 1905 году», состоявшейся в Николаевской морской академии в течение зимы 1902/03 года. Составителями отчета были капиталы 2-го ранга Н. Л. Кладо и Л. Ф. Кербер, а в числе посредников игры фигурировал свиты его Величества контр-адмирал Зиновий Петрович Рожественский. В 1912 году там же была опубликована тоненькая 20-страничная брошюра Б. Б. Жерве «Правила ведения военно-морских стратегических игр»...."(с). Приложения : "Пристань"- картина в стиле стимпанк из картин Вадима Войтеховича (Vadim Voitekhovitch).
Книгочей
дата:
"..Тем временем, наступающий XX век и подспудное ощущение близости грандиозной всемирной войны лишь укрепляли интерес к жанру «военной фантастики». В России, Англии, Франции и Германии одна за другой появлялись книги под звучными названиями «Большая война 189.. года», «Наша будущая война», «Война в Англии, 1897 год», «Война "Кольца" с "Союзом"» и т. д. Что характерно — в отличие от известных фантастических романов, подобных уэллсовским «Войне в воздухе» (1908) и «Освобожденному миру» (1913) либо книгам Эдгара Уоллеса «Рядовой Сэлби» (1909) и «1925-й: история трагического мира» (1915), большинство упомянутых произведений рассматривалось в первую очередь как разновидность военно-теоретической, а не художественной литературы. Хотя отделить одно от другого временами было чрезвычайно трудно.
скрытый текст
Так, в 1908 году в России был опубликован фантастический роман «Царица мира», принадлежащий перу Владимира Семенова — морского офицера, участника Цусимского сражения и автора знаменитой «Расплаты». В романе живописуются грандиозные битвы, в которых ставшая «владычицей воздуха» Британия терпит сокрушительное поражение, а в мире вновь воцаряется век холодного оружия.Здесь сделаем небольшое отступление от описания произведений в жанре "военной утопии" и вспомним о фантастике : Никто не выразил это лучше Г. Дж. Уэллса в наиболее выразительном и впечатляющем из всех произведений о грядущих войнах, Войне миров (1898).
В своем классическом романе Уэллс изначально ввел идею высшей силы, какую испытали на себе тасманийцы: «Жители Тасмании… были уничтожены до последнего за пятьдесят лет истребительной войны, затеянной иммигрантами из Европы». Когда на пустоши между Хорселлом и Уокингом приземляются марсианские цилиндры, ружья и артиллерийские орудия англичан оказываются такими же бесполезными, как деревянные дубинки тасманийцев. Сверхоружие марсиан, их огневая мощь и мобильность, которым позавидовал бы любой генерал, служили предупреждением: наука может до неузнаваемости изменить военное дело.По мере все ускоряющегося развития современных вооружений, Уэллс продолжал разрабатывать военную тему, однако вернулся из межпланетных пространств на Землю. В Сухопутных броненосцах (The Land Ironclads, 1903) он рассмотрел технологические новинки на поле боя, в Войне в воздухе (1908) обратился к тотальной войне в земной обстановке, описывая уничтожение Нью-Йорка и разрушение всей человеческой цивилизации в ближайшем будущем, когда «от великих наций и империй остались лишь одни названия». Наконец, в Освобожденном мире (1914) он дал образчик самого проницательного предвидения футурологической литературы, изобразив атомную войну. Размышляя об абсолютном оружии, он пришел к выводу, что невероятная разрушительная сила атомной бомбы (именно Уэллс изобрел этот термин) навсегда покончит с войнами и приведет человечество к «жаркому солнцу преображенного мира».(с). "Крушение". - картина в стиле стимпанк в картинах Вадима Войтеховича (Vadim Voitekhovitch).
Это сообщение отредактировал Книгочей - 02-06-2018 - 04:03
Книгочей
дата:
"..Рассуждения об оружии будущего предоставляли немало материала и для параллельной серии более конвенциональных произведений на тему «какой станет грядущая морская война?» Это была прямая и непосредственная военная фантастика — сплошные сражения, никакой политики, ибо действие почти полностью вращалось вокруг операций военных судов. Такие сочинения отвечали на серьезные вопросы, вызванные появлением броненосцев, оснащением кораблей носовым тараном, развитием эсминцев и подводных лодок. Распространенность подобного рода произведений также зависела от национальных интересов. Господствовали в этой области англичане, по той простой причине, что Королевский флот являлся для Англии первой линией обороны.Бросалось в глаза отсутствие немецких писателей. Им было не о чем писать :
скрытый текст
новый Рейх начал развивать программу строительства флота лишь после принятия военно-морского закона 1898 г. Французы больше интересовались и больше писали о своей сухопутной армии. По другую сторону Атлантики, как показал в War Stars ( не путать со "Звёздными войнами" Джорджа Лукаса! ) Брюс Франклин, американские пропагандисты сочиняли трактаты о военной готовности и настаивали на необходимости создания мощного военно-морского флота, каким в 1880-е годы Соединенные Штаты не располагали.Более того,развитие американского военного флота на протяжении второго периода — прямая противоположность развитию флотов ведущих стран мира.Над чем англичане,например,вдоволь насмеялись.Так,в одном из своих рассказов, написанных в 1887 году, английский писатель Оскар Уайльд вложил в уста привидения, живущего в старинном замке и беседующего с молодой американкой, такие слова: “Вряд ли мне понравится ваша Америка”. — “Наверное, потому, что там нет никаких развалин?” — иронически осведомилась девица. “Никаких развалин? — изумилось привидение. — А ваш флот?” Действительно, трудно представить себе положение более жалкое, чем то, в котором прозябал американский флот в 1890 году: ни одного эскадренного броненосца; мониторы, некогда строившиеся за несколько месяцев, теперь сооружались в рекордно долгие сроки — до 20 лет и более. Отсутствие заводов, готовых поставлять дешевую броню, недостаток людей, желающих служить на флоте, и еще целый ряд причин мешали этой крупной стране поставить свой флот в один ряд с флотами ведущих держав.Конечно, все это не случайно. Находясь в исключительных условиях, благодаря отдаленности от Европы, США долго не нуждались в военных кораблях. После лихорадочного строительства 179 военных кораблей в годы гражданской войны 1861—1864 годов мысль о необходимости увеличения флота снова отходит на второй план. Но к 1890 годам империалистические поползновения американского капитализма побудили некоторых политиков обеспокоиться строительством флота. Их деятельность решительно поддержал с приходом к власти Теодор Рузвельт. Заняв президентский пост, он немедленно обращается с посланием к конгрессу. “Дело увеличения флота должно идти вперед неустанно” — вот основной лейтмотив этого послания. Настойчивость Рузвельта восторжествовала. В 1893 году спускаются на воду три первых американских эскадренных броненосца типа “Индиана”. Спустя три года со стапелей сходит “Айова”. Эти броненосцы характеризуются тем, что их главная, а отчасти средняя артиллерия устанавливается в барбетах. Затем следует вторая группа броненосцев — три типа “Алабама” (1898) и три типа “Мэн” (1901). Крупная артиллерия этих кораблей — в башнях, средняя — в батареях и казематах. Параллельно закладываются два броненосца типа “Кирсардж” и пять типа “Вирджиния” с двухъярусными башнями. Наконец, в 1904—1906 годах сходят на воду шесть броненосцев типа “Коннектикут”, крупная и средняя артиллерия которых размещается в башнях..."(с).
Приложение : эскадренный броненосец типа "Кирсардж" со знаменитыми двухярусными башнями - техническим чудом янки и ихним "ноу-хау",которое никто и нигде на кораблях не повторил..."(с).
Это сообщение отредактировал Книгочей - 02-06-2018 - 04:13
Книгочей
дата:
"..Один из лучших примеров этой беллетристики «ожиданий» в жанре "военной утопии" — это сочинение члена британского парламента (позднее секретаря Адмиралтейства) Хью Арнольда-Форстера "Корабельная башня : История современной войны броненосцев" (In a Conning Tower: A Story of Modern Ironclad Warfare, 1888), где автор повествовал о морском таране ( о таранном ажиотаже см. тему "Морские катастрофы-1" ) . По словам Арнольда-Форстера, он хотел дать читателям «достоверное представление о возможном сражении между двумя современными броненосцами, оснащенными всеми средствами нападения и защиты, какими обладает бронированный корабль наших дней». Вообще,эти британские военно-морские произведения в 1890-х годах превратились в настоящий потоп — сказался интерес к многочисленным новым типам военных судов, а также возросшая напряженность между Англией и Францией, единственной сравнимой по силе морской державой тех лет.
скрытый текст
Основные из них следующие: William Laird Clowes, The Captain of the «Mary Rose», 1892; A. N. Seaforth (George Sydenham Clarke), The Last Great Naval War, 1892; Captain S. Eardley-Wilmot, The Next Naval War, 1894; The Earl of Mayo, The War Cruise of the Aries, 1894; J. Eastwick, The New Centurion, 1895; F. T. Jane, Blake of the «Rattlesnake», 1895; Francis G. Burton, The Naval Engineer and the Command of the Sea, 1896; H. W. Wilson и A. White, When War breaks out, 1898; P. L. Stevenson, How the Jubilee Fleet escaped Destruction, and the Battle ofUshant, 1899.Корабельная башня оказалась весьма популярной: за первой публикацией в Murray’s Magazine (июль 1888) последовали восемь памфлетных изданий, а также переводы на голландский, французский, итальянский и шведский языки. Немалый интерес вызвала Великая морская война 1888 года (Der grosse Seekrieg im Jahre 1888), написанная Спиридоном Гопчевичем, офицером австрийского флота[ На самом деле С. Гопчевич (1855–1936) был сербским журналистом, военным корреспондентом и астрономом ]. Это детальное описание военно-морской тактики в войне между Англией и Францией было напечатано в 1886 году в высокопрофессиональном издании (Internationale Revue über die Gesamten Armeen und Flotten), а в следующем году было спешно переведено на английский под названием Завоевание Англии в 1888 году. Необычными чертами этих военно-морских предвидений были благодушие и чрезвычайная вежливость авторов — приятный контраст по сравнению с пропагандистско-обвинительным тоном таких произведений, как Захват Канады (The Battle of the Swash and the Capture of Canada, 1888) Сэмюэля Бартона, Смерть англичанам! (Mort aux Anglais! 1892.) Жоржа ле Фора или Расплата с Англией (Die Abrechnung mit England, 1900) Карла Эйзенгарта. К примеру, британский военный историк Уильям Л. Кловс заверял читателей, что при сочинении Капитана «Мэри Роуз» (The Captain of the «Mary Rose», 1892) «не вдохновлялся никакими недружественными или пристрастными чувствами по отношению к Франции». Журналист Ф. Т. Джейн, основатель влиятельного издания Jane's Fighting Ships, начал свой рассказ о Блейке с «Рэттленейка» (Blake of the «Rattlesnake», 1895) с длинной преамбулы, посвященной «выдумкам о будущей войне». По его мнению, они не могли угрожать миру между народами. Причина проста: «В других странах также часто выходят в свет подобные сочинения, но я никогда не слыхал, чтобы кто-либо из нас питал к ним из-за этого вражду».(с).
Приложения : Обложка романа «Корабельная башня» X. Арнольда-Форстера. Издание 1891 г.
Книгочей
дата:
Иллюстрация из книги Ф. Т. Джейна «Блейк с „Рэттленейка“» (рисунок автора). Он, как и Альбер Робида был не только писателем, но и художником.
Книгочей
дата:
СПРАВКА : Джейн, Джон Фредерик Томас (англ. Fred T. Jane;род. 6 августа 1865, Ричмонд (тогда — графство Суррей) — ум. 8 марта 1916, Саутси, Хэмпшир) — основатель, главный и долго единственный редактор справочника по боевым кораблям мира (англ. All the World's Fighting Ships), а затем и летательным аппаратам (англ. All the World's Air-ships), автор военно-технических исследований и нескольких романов, иллюстратор, журналист.
скрытый текст
Родился в Ричмонде (графство Суррей) в семье викария. Выпускник известной в Англии Эксетерской школы. Не был блестящим учеником, и позже называл сам себя «ужасным тупицей», зато неплохо показал себя в студенческом спорте. С юности проявил способности к рисунку, увлекался техническими иллюстрациями, например, к научной фанстастике Гриффита и других авторов. Не имея возможности поступить на флот по состоянию здоровья, занимался журналистикой в Лондоне, был иллюстратором и написал несколько книг. Был горячим поклонником пошаговых настольных игр сухопутной и военно-морской тематики, разработав собственные дополнения к одной из них.В 1898 году, в возрасте 33 лет, он осуществил свою идею публикации справочника по боевым кораблям, используя разработанный им самим общий подход к оценке их боевых качеств. Основными данными для оценки он взял калибр орудий, защиту и скорость хода. Метод позволял по данным кораблей предсказать их боевую эффективность, отдельно и в составе эскадры. Кроме единого подхода к данным, справочник отличался продуманным расположением текста и иллюстраций, и наличием не только фотографий (обычно сделанных в порту), но и схем расположения, и — что важно — рисунков кораблей на ходу в море, что очень помогало опознаванию.В условиях, когда техника развивалась стремительно, и каждый год закладывались новые проекты, возникали варианты вооружений и даже новые концепции кораблей, справочник был незаменим. Постепенно это стали понимать. The Naval Warrant Officer’s Journal, рупор профессиональных моряков, составлявших костяк флота, писал, что справочник «…должен быть в каждой штурманской рубке, под рукой и у сигнальщика, и у вахтенного офицера». Он становился настольной книгой авторов по военно-морской тематике, а затем инструментом, по которому часто сверялись требования к будущим кораблям.Еще одной новацией справочника была его доступность и открытость. Морская элита стремилась окутать своё дело облаком тайны и особости, что немало влияло на Парламент, и способствовало новым расходам в периоды «морских паник» (англ. naval scares). Он же предлагал простой, легко понятный и привлекательный для широкой публики (грамотность уже проникала во все слои) взгляд на все проблемы флота — от стратегии и направлений строительства до тактики отдельных кораблей. Понятно, что популярности в высоких кабинетах это ему не прибавило.Кроме того, он публиковал и отдельные работы по тактике флотов, проблемам строительства и влияния техники на боевые действия.Его выводы часто расходились с общепринятыми, и признание шло к нему медленно. Показательно название одной из его книг: «Ересь морской мощи» (англ. Heresies of seapower), 1906 — прямой вызов трудам Мэхэна.Он привел в ярость Военно-морскую лигу, заявив, что если они и вправду хотят способствовать модернизации флота, первым делом им «следует выбросить Нельсона за борт». Когда в 1903 году Fighting Ships напечатала статью о революционном типе корабля, вооруженном исключительно 12-дюймовыми орудиями, её полили презрением, как достойную скорее фантастики Уэллса, чем серьёзного научного издания. Между тем Адмиралтейство втайне уже рассматривало строительство «Дредноута». Как позже написал один из его редакторов, никогда Jane’s полнее не сыграл свою роль — быть зеркалом военно-морского прогресса.В 1909 году Джейн выпустил All the World’s Aircraft. Позже основал издательство, выросшее в Jane's Information Group.Большую часть взрослой жизни Фред Джейн работал в Портсмуте.Фред Джейн участвовал и в политический жизни. В 1906 году он баллотировался на всеобщих выборах как независимый кандидат от Портсмута. По взглядам он был резким противником Либеральной партии, и как политический активист участвовал в нескольких эпизодах, включая выходки против самого У.Черчилля ( который стал Морским министром,а потом Премьером Англии! ) и Хеммерде.Наиболее полно неприятие его военной и правительственной верхушкой проявилось в неспособности использовать его таланты во время Первой мировой войны. Согласно одному из современных авторов Jane’s: "..В отличие от нынешних экспертов, он не воспользовался случаем подыграть власти. Видимо, его взгляды были слишком не по вкусу джингоистской публике, рассматривавшей войну как футбольный матч, где счет ведут не в голах, а в потопленных кораблях..." А с началом Первой мировой войны он активно включился в публичные лекции на военные темы, разъезжая по всей стране на собственном спортивном автомобиле. Сбылось его предсказание о том, что немецкий флот не будет побежден в одном генеральном сражении на манер Трафальгара — Ютландский бой закончился нерешительно. Но Джейн не дожил до того, чтобы это увидеть и откомментировать. В октябре 1915, попав под ледяной дождь в одной из поездок, он слег с жестоким приступом гриппа, и умер 8 марта 1916 года в Саутси, Портсмут. К счастью для читателей, он уже организовал издание так, чтобы оно продолжало выходить всю войну.Jane’s Information Group публикует целое семейство справочников и периодики практически по всем отраслям военных и смежных знаний, оказывает консультационные услуги в области аналитики и разведки, и т. д. В итоге название Jane’s стало нарицательным для авторитетного источника по военным вопросам."(с).
Приложения : 1.Обложка тактической игры Джейна, 1906 (репринт). Фигура справа имеет портретное сходство с ним.Так и зародилась его главная идея. Моё мнение : справочники "Джейн Файтинг Шипс" - были просто мечтой каждого любителя,чьё хобби был военный флот,но лично я удивляюсь тому,что сам создатель не "пороху не нюхал" и моряком не был.John Fredrick Thomas Jane - это "воинствующий дилетант",но чертовски талантливый и удачливый!
Книгочей
дата:
Интересно, что в свои недолгие периоды пребывания на суше в родных пенатах адмирал Нельсон подолгу забавлялся пуская кораблики в пруду. На самом деле он разрабатывал новые тактические приёмы. К сему : "Фред Т. Джейн над настольной игрой военно-морской тематики его собственного изготовления.
Книгочей
дата:
"..Три четверти часа длился бой. На всех итальянских броненосцах зияли широкие пробоины, а темные борта были испещрены следами английских снарядов. Кое-где уцелела труба у броненосца или остатки палубы. Итальянские корабли представляли собой жалкую бесформенную кучу изогнутых стальных балок, изрешеченных железных стен и покоробленных, как бумага, частей бортов..." — так описывает скрывающийся под псевдонимом Зеештерна морской историк сражение, в котором якобы встретились англичане и итальянцы.
скрытый текст
Зеештерн оговаривается, что так плачевно выглядели бы после боя итальянские корабли, построенные до 1894 года, — типа “Дуилио” (1876), “Италия” (1880), “Руджиеро ди Лаура” (1884), “Ре Умберто” (1888). Броневой пояс по ватерлинии на некоторых из этих кораблей отсутствовал вообще, на некоторых не превышал половины длины корпуса. Если же протяженность бортовой брони превышала половину длины, как это сделано на трех кораблях типа “Ре Умберто”, то толщина ее оказывалась чрезвычайно малой — всего 100 мм. Все это наряду с высокими для тех лет скоростями (до 21 узла) и большими, чем у линкоров других стран, дальностями плавания, давало морским специалистам основания считать эти корабли даже не броненосцами, а скорее крейсерами.Развивая скорость в двенадцать узлов, "Верт" вернулся к 6 часам на Вильгельмсгафенский рейд — он был последним уцелевшим кораблем в эскадре, выступившей утром из Вильгельмсгафена. Остальные три броненосца типа "Бранденбург" потонули во время битвы... Большая часть тех десяти линейных кораблей типа "Виттельсбах" и "Кайзер", которые вели атаку из устья Эльбы, также потонула... "Веттин" погиб оттого, что неприятельский снаряд пробил его дно и повредил мазутные цистерны... Корабль воспламенился, а вскоре после этого произошел взрыв, разорвавший его буквально на куски».Что это за сражение и когда оно произошло? История Первой мировой не знает морской битвы с таким исходом. Все германские броненосцы типа «Бранденбург», «Кайзер» и «Виттельсбах» благополучно пережили войну и были мирно сданы на слом в 1919-1921 годах — за исключением «Курфюрста Вильгельма» и «Вайсенбурга», в 1910 году проданных Турции.Но далее все становится еще интереснее: «..В Гельголанде состязались лучшие артиллеристы и лучшие командиры во всеоружии лучшего корабельного материала. И оттого здесь имели решающее значение численность и размеры кораблей. Что германские линейные корабли слишком малы и своей вместимостью от 11 до 13 тысяч тонн не соответствуют английским в 15-16 тысяч тонн, что их 24-сантиметровые орудия не могут стрелять на таких расстояниях, как английские 30,5-сантиметровые, — на это давно указывалось сотни раз. Гельголанду пришлось доказать это на деле».Итак, описанное сражение при острове Гельголанд состоялось в то время, когда лучшим и новейшим кораблем германского флота был 13.000-тонный «Швабен», вступивший в строй в апреле 1904 года и вооруженный 240-миллиметровой артиллерией главного калибра. То есть перед нами вовсе не хроника реальных военных действий, а так называемая «альтернативная история» — описание вымышленных событий, которые, с точки зрения автора, могли бы случиться в реальности, если бы история пошла несколько другим путем.Справедливости ради следует заметить, что роман под интригующим заглавием «1906 год. Крушение старого мира» был издан в Германии незадолго до описываемых в нем событий. Книга, автором которой значился некто Зеештерн, произвела настоящую сенсацию — в течение короткого времени она выдержала 19 изданий общим тиражом в сто тысяч экземпляров. В ней подробно и с большим знанием предмета описывалась гипотетическая война между Германией и Англией, в которой немцам удается захватить господство на суше, в то время как их флот гибнет в неравной схватке с английским. Однако при этом «Владычица морей» сама несет столь большие потери, что очень быстро оказывается под контролем набравших мощь Северо-Американских Соединенных Штатов.Автор книги явно не понаслышке был знаком с политико-дипломатической кухней Германской империи и обладал глубокими познаниями в военном деле — в слегка беллетризованной форме книга пропагандировала идеи морского министра и создателя германского «Флота Открытого моря» Альфреда фон Тирпица, в том числе и известную «теорию риска» (кстати, полностью оправдавшуюся в ходе обеих мировых войн»). Вскоре псевдоним был раскрыт и выяснилось, что под именем «Морской звезды» скрывается некто Генрих Фердинанд Граутофф, более ничем ни в литературе, ни в военном деле не отметившийся. Существует версия, что под именем Граутоффта опять-таки скрывалась более весомая личность, а именно — принц Генрих Прусский, младший брат кайзера Вильгельма II, адмирал и командующий действующим флотом Германии.А я когда прочитал отрывки из книги Зеештерна и мемуары гросс-адмирала А. фон Тирпица,то решил,что под псевдонимом "Зеештерн" скрывался сам творец "Флота Открытого моря".И основания у меня были,так как слухи о “Дредноуте” привели в действие гигантскую машину, созданную в Германии усилиями гросс-адмирала Тирпица. В течение многих лот он сперва как начальник морского штаба верховного командования, а потом, с 1897 года, как морской министр готовил страну к строительству большого флота. По его инициативе к популяризации, флота были привлечены издатели, художники и литераторы. Начал выходить военно-морской журнал; школьникам за сочинение на морские темы выдавались награды; устраивались экскурсии на военные корабли; премировались художники и писатели, посвятившие свое творчество военно-морскому делу. А пока шла эта лихорадочная обработка общественного мнения, казенные верфи из “простых жестяных мастерских” превращались в отлично оборудованные крупные предприятия, обучались рабочие, велись исследования по непотопляемости и бронированию кораблей, по совершенствованию морской артиллерии. В результате этой подготовки не успели еще отчаянно торопившиеся англичане достроить “Дредноут”, как в июле 1906 года на имперской верфи в Вильгельмсгафене был заложен “Нассау” — головной корабль из первой серии германских дредноутов...Приложения : фото германских эскадренных броненосцев,на создании которых настаивал морской министр А.фон Тирпиц и которые стали предтечей германских линкоров ПМВ и ВМВ..."(с).
К сему : германские броненсцы утром 30.03.1910 г. в Киле перед переходом в Вильгельмсхафен через канал, соединящий Балтийское море с Северным.
Это сообщение отредактировал Книгочей - 02-06-2018 - 04:38
Книгочей
дата:
(Книгочей @ 01-06-2018 - 12:38) (Книгочей @ 01-06-2018 - 11:50) "Война 1906 года". - в реальной истории её не было, но в где-нибудь параллельном мире такая война могла быть. О ней написано, в частности, в дневнике : http://www.diary.ru/~technocrat/p38402573.htm?oam#more1Но, прежде, чем самим приступать к фантазиям на основе вариативной истории, надо выяснить "откуда ноги растут" : а) что это за книга "Война 1906 года." ? "В 1905 году в Германии вышла в свет книга "1906 год. Развал старого мира". В ней описывались события мировой войны, якобы разразившейся в 1906 году. Книга наделала немало шума и стала настоящим бестселлером. За короткий срок она переиздавалась 19 раз, а общий тираж составил 100 тыс. экземпляров. Автор подписался псевдонимом "Зеештерн". Впрочем, почти сразу псевдоним был раскрыт. "Морской звездой" назвался некий Генрих Фердинанд Граутофф – личность никому не известная и нигде более себя не проявившая, на основании чего позже появилась версия, что Граутофф – это тоже псевдоним, псевдоним младшего брата кайзера Вильгельма II – принца Генриха Прусского, командующего германским флотом.
скрытый текст
Этой версия кочует из одной книги или статьи на военно-морскую тематику в другую. Её. в частности, придерживается историк Больных, отстаивая с упорством, достойным лучшего применения. На самом же деле Генрих Прусский тут явно не причём. Ибо Граутофф - личность вполне реальная - писатель и журналист. Помимо псевдонима "Зеештерн" он подписывался также как "Парабеллум" и написал довольно много научно-фантастических книг в жанре ФБП, в том числе роман "Банзай" - про вторжение японцев в 1909 году в США. Ссылка на биографию в немецкой вики: http://de.wikipedia....dinand_Grautoff Библиография: Die Beziehungen L?becks zu Christian IV. bis zum 30j?hrigen Kriege, Dissertation, Marburg i.H. 1899. (Роль Любека при Кристиане IV в 30-ти летней войне. Историческое исследование). 1906. Der Zusammenbruch der alten Welt, Leipzig 1905. (1906. Крушение старого мира). Banzai!, Leipzig 1905. (Банзай!) Unter der Kaiserstandarte, Leipzig 1910. (Под флагом кайзера) Die Garibaldidroschke und andere lustige Geschichten, Leipzig 1913. In Leipzig w?hrend der V?lkerschlacht und anderes aus der Franzosenzeit aus alten Familienpapieren, Leipzig 1913. (Лейпциг во время Битвы народов и при французской оккупации. Из семейных архивов.) - историческое исследование Leipziger Neusten Nachrichten Auf unserer Flotte in der Ostsee, Leipzig 1915. (Последние новости от нашего флота на Балтике) - журналисткий очерк Eine Fahrt an die Westfront, Leipzig 1915. (Поездка на западный фронт) - журналисткий очерк Vierzehn Tage am goldenen Horn, Leipzig 1918. (Четырнадцать дней на Золотом Роге). Fu, der Gebieter der Welt, Leipzig 1925. (Фу, Правитель мира). Deutsche Heimat in Wort und Bild, Leipzig 1926. (Немецкий дом в описаниях и иллюстрациях) Краткое содержание книги "1906" (оригинал, мне увы найти в инете не удалось). Что-то печаталось в свое время в журнале "Флотомастер". Взято отсюда: http://www.diary.ru/~technocrat/p38402573.htm?oam#more1 Рассмотрим содержание книги немного подробнее. Саркастически хмыкнем вслед за автором, который выбрал самый банальный casus belli. Поводом к войне послужил инцидент в германской колонии Самоа – Апии. Туземцы убили двух английских матросов и командир английского корабля, обвинив местные власти в неспособности навести порядок, пытается получить от них разрешение на высадку десанта. Губернатор отвечает отказом. Англичане повторяют требование уже в форме ультиматума. Начинается война. Англия в союзе с Францией захватывает Антверпен, получив, таким образом, базу для своего флота. Голландия обращается за помощью к Германии, а к англо-французскому союзу присоединяются Испания и Португалия. Германия быстро мобилизует войска. В фантазии автора, как и следовало ожидать, развертывание немецкой армии происходит по плану, похожему на "план Шлиффена". Основная группировка войск вторгается в Бельгию и продвигается до Шарлеруа. В самом Шарлеруа вспыхивает социалистическое восстание. Восставшие рабочие забаррикадировались в городе. Регулярные части германской армии переходят французскую границу, обходя крепости. Сомнительная честь тратить время и силы на осаду разумно предоставляется менее боеспособным частям – ландверу. В этой части автор дает подробные описания кавалерийских рейдов, подчеркивает, исходя, очевидно, из опыта англо-бурской и русско-японской войн, необходимость защитного цвета для униформы. Затем Зеештерн переходит к описанию боевых действий на море. По сути своей, эти описания популяризируют идеи адмирала фон Тирпица, главным его образом знаменитую "теорию риска": Немецкий флот неподалеку от Куксхафена сражается с английским. Дивизион миноносцев топит два и повреждает один английский крейсер, потеряв при этом 4 из 6 кораблей. Англо-французская эскадра подходит к Куксхафену, оттесняя более слабую германскую. Завязывается бой с береговыми батареями. Одна из них быстро приводится к молчанию, так как имеется удобная точка прицеливания – колокольня, другая же батарея, несмотря на большие потери личного состава, остается вполне боеспособной. (Так что, немцы, не возмущайтесь, если военные вдруг начнут сносить Кельнский собор – они делают это для укрепления обороноспособности фатерлянда!). Уцелевшая батарея приостанавливает огонь из хитрости, в надежде подманить неприятеля к укрывшемуся позади фортов собственному флоту. Уловка удается: взорвав при помощи подводных лодок первую линию минных заграждений, объединенная эскадра придвигается ближе и входит в сферу действия крупнокалиберных береговых мортир. Их навесной огонь наносит кораблям столь сильные повреждения, что враг поспешно уходит, преследуемый незначительно пострадавшей германской эскадрой. В тот же день, когда английский флот уничтожил две части итальянского на рейдах Неаполя и Тарента, французский должен был бомбардировать итальянский военный порт Специю, где находились лучшие суда итальянцев. Однако из-за нерешительности французы потерпели неудачу. На результатах боя также сказалась невыгода слишком высоких надстроек французских судов. Автор, очевидно, исходя из сведений о Цусимском сражении, считает, что такие надстройки, во-первых – прекрасная мишень для артиллерии противника, а во-вторых, что они снижают остойчивость корабля, способствуют опрокидыванию. Не будем с ним здесь спорить, а вернемся к содержанию. Следующая цель англичан – кильский порт и канал императора Вильгельма. В тумане британский десант высаживается к югу от Киля, перерезает провода телефона и телеграфа, и, застав незначительные подразделения противника врасплох, захватывает плацдарм. Благодаря сходству полевой формы (намек на некоторые преимущества "разноцветной" формы перед хаки), англичане без помех добираются до порта. Тут ошибка, наконец, обнаружена, один автомобиль расстрелян, второй успевает доехать до верфей и поджечь их. Так как одновременно подходит неприятельский флот, форты отвечают на его огонь, и тушить пожар некогда. Занятые борьбой с флотом, артиллеристы не замечают приближения неприятельского отряда, которому удается захватить один из фортов. Однако огонь других фортов позволяет немцам отбить форт обратно. Для спасения города германские корабли решаются выйти в море и принять неравный бой. Нападение отбито, половина кораблей погибла, остальные сильно повреждены. Вызванные по телеграфу из Куксхафена броненосцы опоздали, несмотря на то, что шли каналом (он был недостаточно широк и глубок, поэтому идти приходилось очень медленно). Англичане устанавливают блокаду побережья и ждут подхода французских броненосцев. Далее Зеештерн дает драматическое описание морского сражения в треугольнике Куксхафен – Гельголанд – Вильгельмсхафен. "Развивая скорость в двенадцать узлов, "Верт" вернулся к 6 часам на Вильгельмсгафенский рейд – он был последним уцелевшим кораблем в эскадре, выступившей утром из Вильгельмсгафена. Остальные три броненосца типа "Бранденбург" потонули во время битвы... Большая часть тех десяти линейных кораблей типа "Виттельсбах" и "Кайзер", которые вели атаку из устья Эльбы, также потонула... "Веттин" погиб оттого, что неприятельский снаряд пробил его дно и повредил мазутные цистерны... Корабль воспламенился, а вскоре после этого произошел взрыв, разорвавший его буквально на куски". Расклад сил перед сражением был таким: немцы: 10 современных броненосцев и бронированных крейсеров из Куксхафена, 9 устаревших броненосцев из Вильгельмсхафена, 2 броненосца береговой обороны из Бремерхафена и 16 миноносцев; у англичан двойное превосходство. Задача германского флота (в полном соответствии с "теорией риска"!) – не победить, а погибнуть, нанеся при этом максимальный ущерб врагу. В результате сражения утоплено 8 союзных броненосцев, 6 крейсеров серьезно повреждены и вынуждены чиниться дома. Из германского флота возвратились домой только три броненосца. Но дело сделано: "владычица морей" уже не оправится от потерь, и главенство на море в последствии перейдет к Соединенным Штатам. В заключение автор с прямолинейностью вождя нибелунгов подводит "доброго бурша" к мысли раскошелиться на строительство новых, более мощных кораблей: "В Гельголанде состязались лучшие артиллеристы и лучшие командиры во всеоружии лучшего корабельного материала. И оттого здесь имели решающее значение численность и размеры кораблей. Что германские линейные корабли слишком малы и своей вместимостью от 11 до 13 тыс. т не соответствуют английским в 15 – 16 тыс. т, что их 24-см орудия не могут стрелять на таких расстояниях, как английские 30,5-см, – на это давно указывалось сотни раз. Гельголанду пришлось доказать это на деле". Затем описывается уничтожение германских кораблей по всему миру, падение Киао-Чао, откуда был нанесен значительный вред английскому и французскому торговым флотам, блокада побережья западно-африканской колонии, грозящая уморить голодом 12000 германских солдат, борющихся с восстанием чернокожих. Отряд решается заковать самих англичан в Капштадте, поднимает буров и, захватив Мафекинг, наступает к югу. Восточно-африканская колония попадает во власть англичан. Голландия теряет Батавию и все свои колонии. Германский торговый флаг исчезает с лица морей, его заменяют американский или японский. Но на сухопутном фронте в Европе положение Германии противоположное – доблестные потомки тевтонов одерживают победу за победой: "Антверпен был осажден, Шербур и Гавр были осаждены, Брест наблюдался с суши значительным отрядом. Париж оцеплен цепью крупных отрядов, стоящих на главнейших путях. Гарнизон его составлял 200 тыс. линейных войск и 100 тыс. гард-мобилей. К осени больше половины Франции оказалось в руках союзных армий. Большой дугой от устья Луары, через Орлеан до Лиона стояли германские армии, оттуда к югу – австрийцы. Долина нижней Роны и южное побережье, кроме осажденных с суши Тулона и Марселя, были в руках итальянской армии. Французское правительство укрылось в Бордо. Английские войска стояли от устья Луары до Буржа и составляли левое крыло французских армий, на правом крыле которых против итальянцев, упираясь правым флангом в море, стояли испано-португальские войска, фронтом почти на восток. В Бресте и Шербуре находились сильные английские гарнизоны, они составляли, наряду с бельгийцами, ядро защитников Антверпена. Английский флот доставлял этим крепостям в изобилии необходимый материал, орудия, снаряды и провиант. США, игнорируя закон о контрабанде, поставляли снаряды, продовольствие не только в Англию, но и в осажденные прибрежные французские города, а в устье Гаронны, пестрели наряду с английским, американский и японский флаги." Заканчивается книга довольно просто. В октябре неподалеку от Пуатье произошло сражение, успех в котором опять был на стороне немцев. В то же время вспыхнуло антиевропейское восстание среди мусульман. Шейх-уль-Ислам объявил джихад. В руках восставших оказались Северная Африка, Палестина, часть Малой Азии. Турции хотелось присоединиться, но силен был страх перед Россией. В Китае, по наущению Японии, такое же движение. Европейцы примиряются и совместными усилиями отвоевывают Африку. На Дальнем Востоке русские крейсера приходят в Шанхай и высаживают отряд для охраны европейцев. Таким образом, по воле автора, в европейской войне сложилась патовая ситуация. Германская армия, без поддержки флота, не в состоянии одержать решительную победу над уже обескровленым, но получающим помощь извне противником. В общем, основная мысль книги прозрачна, как слеза Лорелеи. И наверняка не один обыватель, после прочтения книги, пожертвовал несколько отложенных на вечернюю кружку пива марок на постройку новых кораблей... "(с).
"Не менее решительно, чем с немецким и итальянским флотом, Зеештерн в своей книге расправляется с флотом французским. По его словам, в мировой войне 1906 года вторая морская мировая держава быстро утрачивает былое могущество. После двухчасовой артиллерийской дуэли с германскими береговыми батареями в устье Эльбы из строя выходят французские броненосцы “Шарлемань” и “Голуа”. От разрыва снаряда в машинном отделении теряет управляемость и выбрасывается на мель превращенный в жалкие обломки броненосец “Буве”. В Средиземном море от торпед итальянского миноносца в 20 минут тонет “Бреннус”. Протараненный итальянским броненосцем, идет на дно “Генрих IV”. Подорвавшись на минах, гибнут “Гош” и “Нептун”, захвачен итальянцами броненосец “Массена”, превращены артиллерийским огнем в развалины “Сюфрен” и “Иена”..." - такое сокрушительное действие снарядов, торпед и мин на французские броненосцы Зеештерн считает далеко не случайным :
скрытый текст
“Достаточно посмотреть на эти настоящие плавучие крепости, построенные в виде этажей, нагроможденных друг на друга до самой предельной высоты, допускаемой остойчивостью... Между тем как низкие английские линейные корабли затрудняли неприятелю нахождение цели, французы с их пристрастием к причудливым формам корабельной конструкции поплатились крупными потерями в командах и страшными повреждениями корпусов”.Действительно, рассматривая фотографии французских броненосцев, построенных в течение последнего двадцатилетия прошлого века, не перестаешь удивляться причудливости и громоздкости их архитектурных форм: заваленный внутрь надводный борт; нос с сильно выдающимся вперед тараном; боевой рангоут, оснащенный марсами со скорострельной артиллерией, прожекторами и постами управления, — все эти особенности создавали неповторимый облик французских броненосцев.Но главной слабостью французского флота была не столько причудливость архитектурных форм броненосцев, сколько их потрясающая разнотипность. В том же 1892 году на 64 броненосных корабля разных классов приходилось 34 типа!Точно так же и анонимный лейтенант французского флота, описавший "Войну с Англией" (La Guerre avec l'Angleterre, 1900), объяснял выбор врага тем, что предметом его сочинения являлась морская война: "..Для Франции морская война может быть только одна — против Англии. Отсюда не следует, что Франция должна воевать с англичанами или быть более заинтересована в войне, нежели в поддержании мира. Еще менее допустимо считать, что Франции следует стремиться к войне с Англией..."(с). - Подробнее о французских кораблях и их бедах см. в теме "Морские катастрофы-1".